We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Microhistory and the Everyday Life History

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Микроистория и история повседневности» формирует представления о концепции повседневности и микроисторическом подходе, а также их месте в системе социально-гуманитарных наук. Студенты получают знания о жизненном мире, ментальности и других важных категориях истории повседневности. Обучающиеся изучают разные направления истории повседневности и микроистории, учатся применять на практике изучаемые методы микроанализа, отбирать и анализировать источники.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Микроистория и история повседневности» являются: • Сформировать у студентов представления о концепции повседневности и микроисторическом подходе, а также их месте в системе социально-гуманитарных наук; • Дать умения и компетенции, связанные с поиском и использованием науч-ной информации; • Познакомить с возможностями применения концепции повседневности и микроанализа в исторических исследованиях; • Научиться отбирать исторические источники, содержащие информацию о повседневном жизненном мире людей, а также получить навыки микроана-лиза при работе с документами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает разные подходы к изучению повседневности
  • Умеет применять методологии на практике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Разные подходы к изучению повседневности
    Тема 1 Концепция повседневности и историческая наука Развитие исторической науки в XX в. Концепция «повседневности» и микроистория. Трактовки идеи повседневности в современной исторической науке. Философские и социологические истоки концепта «повседневность». Учение Э. Гуссереля. «Понимающая социология» М. Вебера. Феноменологическая социология А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана. Идея жизненного мира как интерсубъективной реальности. Структура повседневности. Тема 2. Антропологический поворот в исторической науке. Школа «Анналов» Антропологический поворот в исторической науке. М. Блок и Л. Февр. Возникновение идеи «ментальности». Междисциплинарный подход. Концепция «повседневности» в трактовке Фернана Броделя. Историческая антропология школы «Анналов». Жак Ле Гофф. Концепция «цивилизации средневекового Запада». Э. Ле Руа Ладюри, его реконструкция повседневности южнофранцузких крестьян деревни Монтайю. Р. Шартье – новая культурная история. Тема 3. Жизненный мир человека традиционного общества в работах отечественных исследователей Работы А.Я. Гуревича, его научная школа. Исследования западноевропейского средневековья. История «безмолвствующего меньшинства». Концепция «крестьянской цивилизации». Работы Ю.Л. Бессмертного. Альманахи «Одиссей. Человек в истории» и «Казус. Индивидуальное и уникальное в истории». Современное состояние изучения повседневности европейского средневековья: проблемы и открытия. Повседневность русского средневековья в работах А.Л. Юрганова. Задание: 1. Соотношение индивида и общества в средневековой Франции. 2. Опишите социальную стратификацию Франции. 3. Нотариальные акты как исторический источник. 4. Найдите документы по советской истории, которые могли бы дать аналогичную информацию. Тема 4. Семиотика и изучение истории повседневности Семиотика и ее методы. Р. Барт и У. Эко. Знак и символ. Тартуско-московская школа семиотики. Понятие семиосферы. Средневековая культура в работах Б. Успенского и Ю. Лотмана. Семиотическая реконструкция представлений о царской власти, самозванчестве, антиповедении и др. Изучение повседневности русского дворянства. Интерпретативная антропология К. Гирца. Концепция «насыщенного описания».
  • Раздел 2. Микроистория и изучение жизненного мира.
    Тема 5. Микроистория как способ исторического познания Социальная история и микроистория. Повседневность и микроистория. Происхож-дение термина и первые исследования. Национальные школы микроистории. Итальянская школа. «Уликовая парадигма» К. Гинзбурга. Исследование казуса. Дж. Леви. С. Черутти. Германская школа. Микроисследования во Франции и США. Социальный и культурный подходы в микроистории. Проблема взаимодействия микро- и макро-уровней социальных процессов; индивидуального и стереотипного в истории. Конфликт и «несериальные» факты как «улики» в микроисследовании. Биографические исследования. Микроистория в российской исторической науке. Тема 6. Исследование повседневности и проблема источников Реконструкция повседневного жизненного мира и проблема отбора источников. Работа с архивными фондами. Источники личного происхождения. «Отвергнутые» доку-менты (на примере материалов инквизиции или допросов жертв сталинских репрессий). «Аномальный» источник и изучение казусов. Визуальные документы. Историк и создание новых источников. Качественные методы исследования. Исследовательское интервью. Тема 7. Жизненный мир советских граждан в работах современных исследователей Традиции изучения СССР в зарубежной и отечественной исторической науке. Сложности исследования советской повседневности. Опыт исследования рево-люционного периода. Повседневность сталинской эпохи. Жизненные миры рабочих, колхозников, заключенных, служащих и номенклатуры. Стиляги. Трансформации повседневности в период «оттепели». Жизненные миры позднесоветского общества. Перестройка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине пройдет онлайн (в zoom) в период сессии 3-го модуля.
  • неблокирующий Семинарские занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Семинарские занятия + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Капкан М. В. - КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 108с. - ISBN: 978-5-534-08422-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kultura-povsednevnosti-438579
  • Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю: Научно-популярное / Лебина Н. - М.:НЛО, 2015. - 488 с.: . - (Культура повседневности) ISBN 978-5-4448-0253-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977533

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Виноградский, В.Г. «Голоса снизу»: дискурсы сельской повседневности / В. Виноградский. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. - 320 с. - ISBN 978-5-7749-1294-0. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042616
  • Повседневная жизнь в Северной Корее / Демик Б. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 428 с.: ISBN 978-5-91671-266-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915951
  • Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ : монография / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 148 + II с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/8136. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/757919
  • Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ : монография / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 148 + II с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/8136. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/950875
  • Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ: Монография/А.Б.Оришев, В.Н.Тарасенко - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-369-01460-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/514417
  • Правовое положение, труд и повседневная жизнь детей во второй половине XIX — начале XX века : монография / И.В. Синова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 280 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5b64323c29ca30.92164653. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/952146
  • Тырыгина В.А. - Мы и наша повседневная жизнь. We and our day-to-day life: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-9765-1458-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119444
  • Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти : монография / А.Н. Олейник. — М. : ИНФРА-М, 2017. — XIV, 418 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768137