We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy of History

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Kamenskikh, Aleksey A.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает студентам возможность принять участие в совместной критической рефлексии по поводу основных категорий, когнитивных структур и проблем «исторического разума» в его собственной истории. Критической рефлексии будут подвергнуты понятия исторического времени, его структуры и мерности; многообразие форм представлений об историческом процессе и его направленности; проблема исторических закономерностей и уникальности исторических событий; концепты исторического факта и ''подводные камни'', определяющие специфику и уязвимость процедуры объяснения в исторической науке. Курс включает в себя обзор ключевых философско-исторических систем прошлого, от Платона до О.Конта и К.Ясперса, а также введение в проблематику современной методологии и критической философии истории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие навыков профессиональной философско-исторической рефлексии
  • освоение проблемно-категориального аппарата отечественных и зарубежных школ философии истории
  • развитие способности ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способен осуществлять философскую рефлексию по поводу базовых категорий исторического знания
  • Ориентируется во многообразии способов постановки проблем онтологии времени и философии истории от античности до раннего модерна
  • Владеет концептуальным материалом классических философско-исторических систем
  • Владеет навыками современной философско-исторической рефлексии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы и категории философии истории. Место и роль философии истории в системе научного знания
    Тема 1. Основные проблемы и категории философии истории Проблема направленности исторического процесса и повторяемости в нём; проблема законов истории. Морфология исторического времени, его мерность. Проблема «начала» и «конца» истории. Специфика исторического факта. Критерии научности в историческом и в естественнонаучном исследовании: объективность, достоверность, принципы верифицируемости и фальсифицируемости гипотез. Проблема каузального объяснения и невозможность экспериментального подтверждения исторических гипотез. Тема 2 (Семинар 1). Место и роль философии истории в системе научного знания Вопросы: 1. Философия истории между историей и философией: «индуктивный» и «дедуктивный» пути философско-исторической рефлексии. 2. К проблеме методологического размежевания гуманитарного и естественнонаучного познания (В. Дильтей, Г. Риккерт)
  • Философия истории от античности до XVII в.
    Тема 3. Философия истории в античности Ранние философско-исторические модели: от Гесиода до Демокрита. «Судьба» (μοῖρα, τύχη, fatum) в античной философии истории. Философия истории и античная историография. Прогрессистские модели в античной философии истории (на примере «Трактата о древней медицине» из Гиппократова корпуса). Античная онтология времени и философия истории: от Платона до Дамаския. Семинар 2: Философия истории и античная историография Вопросы: 1. Идеологемы «Востока» и «Запада» от Геродота до Павсания 2. Философско-исторические взгляды Диодора Сицилийского 3. Концепция Pax Romana и римская историография 4. Ролевая игра: Иосиф Флавий: мессианская идея и традиция эллинистической историографии Тема 4. Философско-исторические концепции в ветхозаветном и раввинистическом иудаизме и в раннехристианских памятниках Мир как процесс: проблема начала, конца, единства и смысла исторического процесса в текстах Ветхого Завета. Концепция «двух веков» и раввинистическая эсхатология. Мессианизм. Философско-исторические концепции в Новом Завете и раннехристианских памятниках («Дидахе», «Послание Варнавы», «Пастырь» Ермы). Трёхчастное деление исторического времени. Милленаризм в раннехристианской философии истории. Историософские модели христианских гностиков (Василид, «Евангелие истины»), Оригена Александрийского и Григория Нисского. Философия истории в трудах Евсевия Кесарийского и Аврелия Августина. Тема 5. От Средних веков к раннему Новому времени Специфика средневековой философии истории: линейность, эсхатологизм, провиденциализм. История как школа и как суд: проблемы свободы и ответственности в средневековой философии истории. Иоахим Флорский и учение об изоморфизме трёх исторических эпох. Ибн Халдун и принципы учения о цивилизациях. Секуляризация философии истории: Н. Макиавелли, Ж. Боден, Ф. Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк. Философско-исторические схемы И.Ньютона. Философия истории Дж. Вико. Семинар 3: Западная философия истории в XVI – XVII вв. Вопросы: 1. Ролевая игра: Три лица этатистской философии истории раннего модерна (Н. Макиавелли, Ж. Боден и Т. Гоббс). 2. Теория прогресса и сциентизм: Ф.Бэкон, Дж. Локк 3. Принцип аналогии культурно-исторических эпох в историософской модели Дж. Вико.
  • Философия истории XVIII – XIX вв.
    Тема 6. Западная философия истории XVIII – XIX вв. Философия истории и Просвещение: Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. де Монтескье, Н. де Кондорсе, И. Гердер, И. Кант, Ф.В. Шеллинг. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. «Хитрость разума» и проблема объективности исторических законов; прогресс в осознании свободы как содержание исторического процесса. Вопрос о народах «исторических» и «неисторических». Позитивистская философия и методология истории: О. Конт («социальная физика» против традиционной историографии; закон трёх стадий исторического развития и проект «позитивного общества»), Л. Ранке. Дискуссия между школами Л. Ранке и И. Дройзена. Новоевропейский национализм и национальные проекты историописания. Философия истории К. Маркса. Концепции социально-экономических формаций и классовой борьбы как движущей силы исторического процесса. Философско-исторический пессимизм А. Шопенгауэра. Философия истории Ф. Ницше. Семинар 4: Немецкая философия истории XVIII – XIX вв. (проводится в форме ролевой игры) Вопросы: 1. Универсалистский прогрессизм Просвещения: «Идеи философии истории человечества» И. Гердера и «К вечному миру» И. Канта. 2. Философия истории Гегеля. «Хитрость разума» и проблема объективности исторических законов; прогресс в осознании свободы как содержание исторического процесса. Вопрос о народах «исторических» и «неисторических». 3. Ф. Ницше, «О пользе и вреде истории для жизни» и мифологема «последнего человека» Тема 7. Методология исторического познания и философия истории в России XIX в. Вопрос о месте и роли России в историческом процессе. «Первое философическое письмо» и «Апология сумасшедшего» П.Я. Чаадаева. Славянофилы («Семирамида» А.С. Хомякова) и западники. Позитивистская методология истории в России. Философско-исторические идеи В.С. Соловьёва: от “Трёх сил” до “Трёх разговоров”. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. К.Н. Леонтьев и «русский византизм» к. XIX – XX вв. Семинар 5: Русская философия истории XIX в. (семинар организован в форме разбора кейсов) Вопросы: 1. Алексей Хомяков: «иранство» и «кушитство» как исторические типы. 2. Владимир Соловьёв: критика теории прогресса и проблема конца истории в «Трёх разговорах». 3. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 4. К.Н. Леонтьев и «русский византизм» к. XIX – XX вв.
  • Философия истории в XX – XXI вв.
    Тема 8. Западная философия истории первой половины двадцатого века Г. Риккерт, П.Г. Наторп, Г. Коген, Р.Дж. Коллингвуд: философия истории как «школа понимания». Морис Хальбвакс и основание традиции исследования коллективной и исторической памяти Школа Анналов и проект «тотальной истории». Теории исторических циклов: О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин. Философия истории Вальтера Беньямина К.Р. Поппер и критика историцизма. Семинар 6: Споры вокруг историзма: Г. Коген, Р. Коллингвуд, Л. Февр, В. Беньямин и К. Поппер (разбор кейсов) Вопросы: 1. Историзм марбургской школы неокантианства и неогегельянский историзм Р.Дж. Коллингвуда 2. Школа Анналов: от проекта «тотальной истории» до «истории ментальностей» 3. Аисторический историзм Вальтера Беньямина 4. К. Поппер и «Нищета историцизма» Тема 9. Философия истории «Серебряного века» и русского зарубежья Гуманитарная наука в России и перелом 1917 г. «Евразийский казус». Позитивистское направление в российской философии истории: П.Н. Милюков, Р.Ю. Виппер, К.Р. Качоровский, П.Н. Савицкий. Религиозно-философская мысль об истории и историческом познании: Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Г.В. Флоровский, Г.П. Федотов. От философии истории к философии культуры: П.М. Бицилли, А. Койре, Б.П. Вышеславцев, Н.С. Трубецкой. Семинар 7: Философско-исторические системы Л.П. Карсавина и П.М. Бицилли Вопросы: 1. Л.П. Карсавин: критика представления о «линейном времени» и принципа причинности в историческом исследовании 2. Л.П. Карсавин: учение о всевременности и концепция «симфонической личности» 3. П.М. Бицилли: проблема субъективизма историка в историческом исследовании; историческое бытие культуры. Тема 10. Проблема возможности метанарратива в современной философии истории Структурализм и проблема универсального научного языка. Хейден Уайт и «лингвистический поворот» в современной философии истории: метафора, метонимия, синекдоха и ирония как тропы исторического метанарратива. Метаструктуры человеческой культуры: К. Леви-Стросс. Семинар 8. «Метаистория» Хейдена Уайта Вопросы: 1. Значение метанарратива в историческом исследовании 2. Метафора, метонимия, синекдоха и ирония. Идеологии, типы сюжетов, формы аргументации и эмоциональные императивы, которые им соответствуют 3. Дескрипция исторических метанарративов XIX века Тема 11. Постмодернистская философия истории Мишель Фуко и Бенедикт Андерсон: структуры исторического нарратива как структуры власти. Ян Ассман: власть, письмо, память и идентичность: политическое конструирование культурной памяти в древности и в наши дни. Ф.Анкерсмит: семантический анализ языка историков и значимость «возвышенного исторического опыта». Семинар 9: Образ истории и исторической науки в работах постмодернистских философов истории Вопросы: 1. М. Фуко: исторический дискурс как форма дискурса власти 2. Б. Андерсон: национализм и репрессивно-мобилизационная функция историографии 3. Ф. Анкерсмит: «возвышенный исторический опыт» и принципиальный плюрализм исторических нарративов Тема 12. Политика исторической памяти Пол Коннертон: исследование механизмов социальной памяти и забвения. Дэвид Лоуэнталь: отчуждение от прошлого и конструирование исторической памяти. Алейда Ассман: «архив» и «канон» в социальной памяти. Пьер Нора и учение о «местах памяти». Функции и типы мемориалов. Ян Ассман: историческая память и социальная идентичность; разрывы исторической памяти. Коллективная память и исторические травмы: опыт преодоления (Израиль, Польша, Испания, ЮАР). Семинар 10: Историческая память и забвение Вопросы: 1. Проблема определения границ между «каноном» и «архивом» в социальной памяти (А.Ассман) 2. Д. Лоуэнталь: механизмы конструирования прошлого 3. Коллективная память и исторические травмы: опыт преодоления (Израиль, Польша, Испания, ЮАР).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная подготовка и презентация на семинаре эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине пройдет онлайн (в zoom) в период сессии 3-го модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Письменная подготовка и презентация на семинаре эссе + 0.3 * Работа на семинарах + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сергейчик Е. М. - ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 407с. - ISBN: 978-5-534-11382-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-istorii-445190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гегель Г. ; Пер. Воден А. М. - ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 378с. - ISBN: 978-5-534-09834-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-istorii-428758
  • Гобозов И. А. - ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 263с. - ISBN: 978-5-534-08967-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-istorii-434219