Паспорт образовательной программы
09.03.04 Программная инженерия
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
Программа направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров по качеству программного обеспечения и процессов его разработки. Необходимость в таких специалистах диктуется потребностями информационно-коммуникационной отрасли: открытием ИТ-технопарков, стремительным развитием рынка оффшорного и заказного программирования, информатизацией государственных структур, потребностями частного бизнеса. Индустрия программного обеспечения – бурно развивающаяся область современной российской и мировой экономики, а программное обеспечение – важнейшая составляющая информационных систем, в которых сконцентрирован их интеллект.
Выпускники образовательной программы могут работать, как в крупных ИТ‑компаниях, занимающихся разработкой программных систем, так и в ИТ‑подразделениях компаний других сфер, где требуется разработка программного обеспечения (банковские организации, промышленные предприятия, консалтинговые фирмы и т.п.).
Преимущества программы.
1. Сочетание теоретической подготовки с практическим опытом работы в компаниях. Образовательная программа сотрудничает с ведущими ИТ-компаниями и промышленными предприятиями Пермского края, что дает возможность реализовать широкий спектр реальных IT-проектов во время прохождения производственной и преддипломной практик.
2. Высокий уровень подготовки. Программа соответствует международным рекомендациям по преподаванию программной инженерии в высших учебных заведениях в областях Computing, Computer Science и Software Engineering и международному профессиональному стандарту SWEBOK.
3. Индивидуальная образовательная траектория. Начиная с третьего курса, студент формирует индивидуальную образовательную траекторию за счет курсов по выбору, что позволяет ему освоить узкие специальности и получить знания в смежных областях.
4. Активная проектно-исследовательская работа. Важной особенностью процесса обучения является получение умений и навыков командной работы в типичных условиях разработки ПО, участие в реальных командных проектах при прохождении практик и стажировок в ведущих пермских ИТ-компаниях.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
Научно-исследовательская деятельность
- участие в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности (программными продуктами, проектами, процессами, персоналом, методами и инструментами программной инженерии) в соответствии с утвержденными заданиями и методиками;
- построение моделей объектов профессиональной деятельности с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования;
- составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов.
Аналитическая деятельность
- сбор и анализ требований заказчика к программному продукту;
- формализация предметной области программного проекта по результатам технического задания и экспресс обследования;
- содействие заказчику в оценке и выборе вариантов программного обеспечения;
- участие в составлении коммерческого предложения заказчику, подготовке презентации и согласовании пакета договорных документов.
Проектная деятельность
- участие в проектировании компонентов программного продукта в объеме, достаточном для их конструирования в рамках поставленного задания;
- создание компонент программного обеспечения (кодирование, отладка, модульное и интеграционное тестирование);
- выполнение измерений и рефакторинг кода в соответствии с планом;
- участие в интеграции компонент программного продукта;
- разработка тестового окружения, создание тестовых сценариев;
- разработка и оформление эскизной, технической и рабочей проектной документации.
Технологическая деятельность
- освоение и применение средств автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения программного обеспечения.
- освоение и применение методов и инструментальных средств управления инженерной деятельностью и процессами жизненного цикла программного обеспечения;
- использование типовых методов для контроля, оценки и обеспечения качества программной продукции;
- обеспечение соответствия разрабатываемого программного обеспечения и технической документации российским и международным стандартам, техническим условиям, ведомственным нормативным документам и стандартам предприятия.
Производственная деятельность
- взаимодействие с заказчиком в процессе выполнения программного проекта;
- участие в процессах разработки программного обеспечения;
- участие в создании технической документации по результатам выполнения работ.
Педагогическая деятельность
- проведение обучения и аттестации пользователей программных систем;
- участие в разработке методик обучения технического персонала и пособий по применению программных систем.
Организационно-управленческая деятельность
- участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование, программное обеспечение) и установленной отчетности по утвержденным формам;
- планирование и организация собственной работы;
- планирование и координация работ по настройке и сопровождению программного продукта;
- составление частного технического задания на разработку программного продукта;
- организация работы малых коллективов исполнителей программного проекта;
- участие в проведении технико-экономического обоснования программных проектов.
Сервисно-эксплуатационная деятельность
- ввод в эксплуатацию программного обеспечения (инсталляция, настройка параметров, адаптация, администрирование);
- профилактическое и корректирующее сопровождение программного продукта в процессе эксплуатации;
- обучение и консультирование пользователей по работе с программной системой.
Универсальные компетенции:
- УК-1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной;
- УК-2 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области;
- УК-3 Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза;
- УК-4 Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности;
- УК-5 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода);
- УК-6 Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
- УК-7 Способен работать в команде;
- УК-8 Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения;
- УК-9 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность;
- УК-10 Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде.
Профессиональные компетенции:
А) инструментальные:
в научно-исследовательской деятельности:
- ПК-1 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач;
- ПК-2 Способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования;
- ПК-3 Способен использовать методы и инструментальные средства исследования объектов профессиональной деятельности;
- ПК-4 Способен обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективность;
- ПК-5 Способен готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях;
в аналитической деятельности:
- ПК-6 Способен формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта;
- ПК-7 Способен выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график;
- ПК-8 Способен готовить коммерческие предложения с вариантами решения;
в проектной деятельности:
- ПК-9 Способен создавать программное обеспечение для ЭВМ и систем различной архитектуры;
- ПК-10 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты;
- ПК-11 Способен читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации;
- ПК-12 Способен моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения;
- ПК-13 Способен оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения;
- ПК-14 Способен создавать программные интерфейсы;
в технологической деятельности:
- ПК-15 Способен использовать операционные системы, сетевые технологии, средства разработки программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных;
- ПК-16 Способен использовать различные технологии разработки программного обеспечения;
в производственной деятельности:
- ПК-17 Способен применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения;
- ПК-18 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества;
- ПК-19 Способен понимать стандарты и модели жизненного цикла;
в педагогической деятельности:
- ПК-20 Способен проводить практические занятия с пользователями программных систем;
- ПК-21 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем;
организационно-управленческой деятельности:
- ПК-22 Способен применять классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами;
- ПК-23 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения;
- ПК-24 Способен применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения;
- ПК-25 Способен использовать методы контроля проекта и версий при создании программного обеспечения;
в сервисно-эксплуатационной деятельности:
- ПК-26 Способен применять основные концепции и модели эволюции и сопровождения программного обеспечения
- ПК-27 Способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг).
Б) социально-личностные компетенции:
- ПК-28 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности;
- ПК-29 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности;
- ПК-30 Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию;
- ПК-31 Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов;
- ПК-32 Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности;
- ПК-33 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе;
- ПК-34 Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности;
- ПК-35 Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных;
- ПК-36 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
Из дисциплин учебного плана основной образовательной программы обучающийся формирует свой индивидуальный учебный план, содержащий не менее 60 зачетных единиц на один учебный год, в который входят:
- дисциплины общего цикла;
- дисциплины профессионального цикла (Major), включающие дисциплины базовой и базовой профильной части;
- дополнительный профиль (Minor);
- научно-исследовательский семинар;
- проектный семинар;
- курсовые проекты;
- командный проект;
- практики (учебная, производственная и преддипломная);
- государственная итоговая аттестация – защита выпускной квалификационной работы;
- факультативы.
Дисциплины общего цикла направлены на формирование у обучающегося гуманитарной составляющей образования.
В базовую часть профессионального цикла включены дисциплины, обеспечивающие подготовку студентов в области математических наук, программирования, а также дисциплины, ориентированные на получение студентами компетенций в области промышленной разработки программного обеспечения (коллективной разработки программных систем, управления командами разработчиков и ИТ‑проектами, взаимодействия с заказчиками и др.).
Minor – учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию сверх подготовки по основному образовательному направлению.
Проектная и исследовательская работа, предусмотренная учебным планом, позволяет эффективно закрепить полученные за время обучения теоретические знания на практике и получить навыки командной работы.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин