• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

09.03.04 Программная инженерия

Утверждение программы
приказ №8.2.6.2-04/171 от 09.10.2014
Дата обновления паспорта
30.08.2019, протокол заседания Академического совета основных образовательных программ по направлениям подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика, 09.03.04 Программная инженерия, 38.04.05 Бизнес-информатика № 8.2.2.1-38-25/03
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Программа направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров по качеству программного обеспечения и процессов его разработки. Необходимость в таких специалистах диктуется потребностями информационно-коммуникационной отрасли: открытием ИТ-технопарков, стремительным развитием рынка оффшорного и заказного программирования, информатизацией государственных структур, потребностями частного бизнеса. Индустрия программного обеспечения – бурно развивающаяся область современной российской и мировой экономики, а программное обеспечение – важнейшая составляющая информационных систем, в которых сконцентрирован их интеллект.

Выпускники образовательной программы могут работать, как в крупных ИТ‑компаниях, занимающихся разработкой программных систем, так и в ИТ‑подразделениях компаний других сфер, где требуется разработка программного обеспечения (банковские организации, промышленные предприятия, консалтинговые фирмы и т.п.).

Преимущества программы.

1. Сочетание теоретической подготовки с практическим опытом работы в компаниях. Образовательная программа сотрудничает с ведущими ИТ-компаниями и промышленными предприятиями Пермского края, что дает возможность реализовать  широкий спектр реальных IT-проектов во время прохождения производственной и преддипломной практик.

2. Высокий уровень подготовки. Программа соответствует международным рекомендациям по преподаванию программной инженерии в высших учебных заведениях в областях Computing, Computer Science и Software Engineering и международному профессиональному стандарту SWEBOK.

3. Индивидуальная образовательная траектория. Начиная с третьего курса, студент формирует индивидуальную образовательную траекторию за счет курсов по выбору, что позволяет ему освоить узкие специальности и получить знания в смежных областях.

4. Активная проектно-исследовательская работа. Важной особенностью процесса обучения является получение умений и навыков командной работы в типичных условиях разработки ПО, участие в реальных командных проектах при прохождении практик и стажировок в ведущих пермских ИТ-компаниях.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

Научно-исследовательская деятельность

  • участие в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности (программными продуктами, проектами, процессами, персоналом, методами и инструментами программной инженерии) в соответствии с утвержденными заданиями и методиками;
  • построение моделей объектов профессиональной деятельности с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования;
  • составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов.

Аналитическая деятельность

  • сбор и анализ требований заказчика к программному продукту;
  • формализация предметной области программного проекта по результатам технического задания и экспресс обследования;
  • содействие заказчику в оценке и выборе вариантов программного обеспечения;
  • участие в составлении коммерческого предложения заказчику, подготовке презентации и согласовании пакета договорных документов.

Проектная деятельность

  • участие в проектировании компонентов программного продукта в объеме, достаточном для их конструирования в рамках поставленного задания;
  • создание компонент программного обеспечения (кодирование, отладка, модульное и интеграционное тестирование);
  • выполнение измерений и рефакторинг кода в соответствии с планом;
  • участие в интеграции компонент программного продукта;
  • разработка тестового окружения, создание тестовых сценариев;
  • разработка и оформление эскизной, технической и рабочей проектной документации.

Технологическая деятельность

  • освоение и применение средств автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения программного обеспечения.
  • освоение и применение методов и инструментальных средств управления инженерной деятельностью и процессами жизненного цикла программного обеспечения;
  • использование типовых методов для контроля, оценки и обеспечения качества программной продукции;
  • обеспечение соответствия разрабатываемого программного обеспечения и технической документации российским и международным стандартам, техническим условиям, ведомственным нормативным документам и стандартам предприятия.

Производственная деятельность

  • взаимодействие с заказчиком в процессе выполнения программного проекта;
  • участие в процессах разработки программного обеспечения;
  • участие в создании технической документации по результатам выполнения работ.

Педагогическая деятельность

  • проведение обучения и аттестации пользователей программных систем;
  • участие в разработке методик обучения технического персонала и пособий по применению программных систем.

Организационно-управленческая деятельность

  • участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование, программное обеспечение) и установленной отчетности по утвержденным формам;
  • планирование и организация собственной работы;
  • планирование и координация работ по настройке и сопровождению программного продукта;
  • составление частного технического задания на разработку программного продукта;
  • организация работы малых коллективов исполнителей программного проекта;
  • участие в проведении технико-экономического обоснования программных проектов.

Сервисно-эксплуатационная деятельность

  • ввод в эксплуатацию программного обеспечения (инсталляция, настройка параметров, адаптация, администрирование);
  • профилактическое и корректирующее сопровождение программного продукта в процессе эксплуатации;
  • обучение и консультирование пользователей по работе с программной системой.

Универсальные компетенции:

  • УК-1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной;
  • УК-2 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области;
  • УК-3 Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза;
  • УК-4 Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности;
  • УК-5 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода);
  • УК-6 Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
  • УК-7 Способен работать в команде;
  • УК-8 Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения;
  • УК-9 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность;
  • УК-10 Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде.

Профессиональные компетенции:

А) инструментальные:

в научно-исследовательской деятельности:

  • ПК-1  Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач;
  • ПК-2  Способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования;
  • ПК-3  Способен использовать методы и инструментальные средства исследования объектов профессиональной деятельности;
  • ПК-4  Способен обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективность;
  • ПК-5  Способен готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях;

в аналитической деятельности:

  • ПК-6  Способен формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта;
  • ПК-7  Способен выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график;
  • ПК-8  Способен готовить коммерческие предложения с вариантами решения;

в проектной деятельности:

  • ПК-9  Способен создавать программное обеспечение для ЭВМ и систем различной архитектуры;
  • ПК-10 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты;
  • ПК-11 Способен читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации;
  • ПК-12 Способен моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения;
  • ПК-13 Способен оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения;
  • ПК-14 Способен создавать программные интерфейсы;

в технологической деятельности:

  • ПК-15 Способен использовать операционные системы, сетевые технологии, средства разработки программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных;
  • ПК-16 Способен использовать различные технологии разработки программного обеспечения;

в производственной деятельности:

  • ПК-17 Способен применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения;
  • ПК-18 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества;
  • ПК-19 Способен понимать стандарты и модели жизненного цикла;

в педагогической деятельности:

  • ПК-20 Способен проводить практические занятия с пользователями программных систем;
  • ПК-21 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем;

организационно-управленческой деятельности:

  • ПК-22 Способен применять классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами;
  • ПК-23 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения;
  • ПК-24 Способен применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения;
  • ПК-25 Способен использовать методы контроля проекта и версий при создании программного обеспечения;

в сервисно-эксплуатационной деятельности:

  • ПК-26 Способен применять основные концепции и модели эволюции и сопровождения программного обеспечения
  • ПК-27 Способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг).

Б) социально-личностные компетенции:

  • ПК-28 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности;
  • ПК-29 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности;
  • ПК-30 Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию;
  • ПК-31 Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов;
  • ПК-32 Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности;
  • ПК-33 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе;
  • ПК-34 Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности;
  • ПК-35 Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных;
  • ПК-36 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
Характеристики образовательных модулей программы

Из дисциплин учебного плана основной образовательной программы обучающийся формирует свой индивидуальный учебный план, содержащий не менее 60 зачетных единиц на один учебный год, в который входят:

  • дисциплины общего цикла;
  • дисциплины профессионального цикла (Major), включающие дисциплины базовой и базовой профильной части;
  • дополнительный профиль (Minor);
  • научно-исследовательский семинар;
  • курсовые работы;
  • командный проект;
  • практики (учебная, технологическая, производственная и преддипломная);
  • государственная итоговая аттестация – защита выпускной квалификационной работы;
  • факультативы.

Дисциплины общего цикла направлены на формирование у обучающегося гуманитарной составляющей образования.

В базовую часть профессионального цикла включены дисциплины, обеспечивающие подготовку студентов в области математических наук, программирования, а также дисциплины,  ориентированные на получение студентами компетенций в области промышленной разработки программного обеспечения (коллективной разработки программных систем, управления командами разработчиков и ИТ‑проектами, взаимодействия с заказчиками и др.).

Minor – учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию сверх подготовки по основному образовательному направлению. 

Проектная и исследовательская работа, предусмотренная учебным планом, позволяет эффективно закрепить полученные за время обучения теоретические знания на практике и получить навыки командной работы.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Программная инженерия»

Перейти к содержанию программы