• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

09.03.04 Software Engineering

Approved by
приказ №8.2.6.2-04/171 от 09.10.2014
Last Update
28.08.2020, протокол Ученого совета НИУ ВШЭ - Пермь № 8.2.1.7.-10/6
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

Программа направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров по качеству программного обеспечения и процессов его разработки. Необходимость в таких специалистах диктуется потребностями информационно-коммуникационной отрасли: открытием ИТ-технопарков, стремительным развитием рынка оффшорного и заказного программирования, информатизацией государственных структур, потребностями частного бизнеса. Индустрия программного обеспечения – бурно развивающаяся область современной российской и мировой экономики, а программное обеспечение – важнейшая составляющая информационных систем, в которых сконцентрирован их интеллект.

Выпускники образовательной программы могут работать, как в крупных ИТ‑компаниях, занимающихся разработкой программных систем, так и в ИТ‑подразделениях компаний других сфер, где требуется разработка программного обеспечения (банковские организации, промышленные предприятия, консалтинговые фирмы и т.п.).

Преимущества программы.

1. Сочетание теоретической подготовки с практическим опытом работы в компаниях. Образовательная программа сотрудничает с ведущими ИТ-компаниями и промышленными предприятиями Пермского края, что дает возможность реализовать  широкий спектр реальных IT-проектов во время прохождения производственной и преддипломной практик.

2. Высокий уровень подготовки. Программа соответствует международным рекомендациям по преподаванию программной инженерии в высших учебных заведениях в областях Computing, Computer Science и Software Engineering и международному профессиональному стандарту SWEBOK.

3. Индивидуальная образовательная траектория. Начиная с третьего курса, студент формирует индивидуальную образовательную траекторию за счет курсов по выбору, что позволяет ему освоить узкие специальности и получить знания в смежных областях.

4. Активная проектно-исследовательская работа. Важной особенностью процесса обучения является получение умений и навыков командной работы в типичных условиях разработки ПО, участие в реальных командных проектах при прохождении практик и стажировок в ведущих пермских ИТ-компаниях.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

Научно-исследовательская деятельность

  • участие в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности (программными продуктами, проектами, процессами, персоналом, методами и инструментами программной инженерии) в соответствии с утвержденными заданиями и методиками;
  • построение моделей объектов профессиональной деятельности с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования;
  • составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов.

Аналитическая деятельность

  • сбор и анализ требований заказчика к программному продукту;
  • формализация предметной области программного проекта по результатам технического задания и экспресс обследования;
  • содействие заказчику в оценке и выборе вариантов программного обеспечения;
  • участие в составлении коммерческого предложения заказчику, подготовке презентации и согласовании пакета договорных документов.

Проектная деятельность

  • участие в проектировании компонентов программного продукта в объеме, достаточном для их конструирования в рамках поставленного задания;
  • создание компонент программного обеспечения (кодирование, отладка, модульное и интеграционное тестирование);
  • выполнение измерений и рефакторинг кода в соответствии с планом;
  • участие в интеграции компонент программного продукта;
  • разработка тестового окружения, создание тестовых сценариев;
  • разработка и оформление эскизной, технической и рабочей проектной документации.

Технологическая деятельность

  • освоение и применение средств автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения программного обеспечения.
  • освоение и применение методов и инструментальных средств управления инженерной деятельностью и процессами жизненного цикла программного обеспечения;
  • использование типовых методов для контроля, оценки и обеспечения качества программной продукции;
  • обеспечение соответствия разрабатываемого программного обеспечения и технической документации российским и международным стандартам, техническим условиям, ведомственным нормативным документам и стандартам предприятия.

Производственная деятельность

  • взаимодействие с заказчиком в процессе выполнения программного проекта;
  • участие в процессах разработки программного обеспечения;
  • участие в создании технической документации по результатам выполнения работ.

Педагогическая деятельность

  • проведение обучения и аттестации пользователей программных систем;
  • участие в разработке методик обучения технического персонала и пособий по применению программных систем.

Организационно-управленческая деятельность

  • участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование, программное обеспечение) и установленной отчетности по утвержденным формам;
  • планирование и организация собственной работы;
  • планирование и координация работ по настройке и сопровождению программного продукта;
  • составление частного технического задания на разработку программного продукта;
  • организация работы малых коллективов исполнителей программного проекта;
  • участие в проведении технико-экономического обоснования программных проектов.

Сервисно-эксплуатационная деятельность

  • ввод в эксплуатацию программного обеспечения (инсталляция, настройка параметров, адаптация, администрирование);
  • профилактическое и корректирующее сопровождение программного продукта в процессе эксплуатации;
  • обучение и консультирование пользователей по работе с программной системой.

Универсальные компетенции:

  • УК-1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной;
  • УК-2 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области;
  • УК-3 Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза;
  • УК-4 Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности;
  • УК-5 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода);
  • УК-6 Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
  • УК-7 Способен работать в команде;
  • УК-8 Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения;
  • УК-9 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность;
  • УК-10 Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде.

Профессиональные компетенции:

А) инструментальные:

в научно-исследовательской деятельности:

  • ПК-1  Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач;
  • ПК-2  Способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования;
  • ПК-3  Способен использовать методы и инструментальные средства исследования объектов профессиональной деятельности;
  • ПК-4  Способен обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективность;
  • ПК-5  Способен готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях;

в аналитической деятельности:

  • ПК-6  Способен формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта;
  • ПК-7  Способен выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график;
  • ПК-8  Способен готовить коммерческие предложения с вариантами решения;

в проектной деятельности:

  • ПК-9  Способен создавать программное обеспечение для ЭВМ и систем различной архитектуры;
  • ПК-10 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты;
  • ПК-11 Способен читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации;
  • ПК-12 Способен моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения;
  • ПК-13 Способен оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения;
  • ПК-14 Способен создавать программные интерфейсы;

в технологической деятельности:

  • ПК-15 Способен использовать операционные системы, сетевые технологии, средства разработки программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных;
  • ПК-16 Способен использовать различные технологии разработки программного обеспечения;

в производственной деятельности:

  • ПК-17 Способен применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения;
  • ПК-18 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества;
  • ПК-19 Способен понимать стандарты и модели жизненного цикла;

в педагогической деятельности:

  • ПК-20 Способен проводить практические занятия с пользователями программных систем;
  • ПК-21 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем;

организационно-управленческой деятельности:

  • ПК-22 Способен применять классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами;
  • ПК-23 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения;
  • ПК-24 Способен применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения;
  • ПК-25 Способен использовать методы контроля проекта и версий при создании программного обеспечения;

в сервисно-эксплуатационной деятельности:

  • ПК-26 Способен применять основные концепции и модели эволюции и сопровождения программного обеспечения
  • ПК-27 Способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг).

Б) социально-личностные компетенции:

  • ПК-28 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности;
  • ПК-29 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности;
  • ПК-30 Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию;
  • ПК-31 Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов;
  • ПК-32 Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности;
  • ПК-33 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе;
  • ПК-34 Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности;
  • ПК-35 Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных;
  • ПК-36 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
Programme Modules

Из дисциплин учебного плана основной образовательной программы обучающийся формирует свой индивидуальный учебный план, содержащий не менее 60 зачетных единиц на один учебный год, в который входят:

  • дисциплины общего цикла;
  • дисциплины профессионального цикла (Major), включающие дисциплины базовой и базовой профильной части;
  • дополнительный профиль (Minor);
  • научно-исследовательский семинар;
  • проектный семинар;
  • курсовые проекты;
  • командный проект;
  • практики (учебная, производственная и преддипломная);
  • государственная итоговая аттестация – защита выпускной квалификационной работы;
  • факультативы.

Дисциплины общего цикла направлены на формирование у обучающегося гуманитарной составляющей образования.

В базовую часть профессионального цикла включены дисциплины, обеспечивающие подготовку студентов в области математических наук, программирования, а также дисциплины,  ориентированные на получение студентами компетенций в области промышленной разработки программного обеспечения (коллективной разработки программных систем, управления командами разработчиков и ИТ‑проектами, взаимодействия с заказчиками и др.).

Minor – учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию сверх подготовки по основному образовательному направлению. 

Проектная и исследовательская работа, предусмотренная учебным планом, позволяет эффективно закрепить полученные за время обучения теоретические знания на практике и получить навыки командной работы.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Software Engineering'

Go to Programme Contents and Structure