• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Утверждение программы
Приказ № 8.2.6.2-04/171 от 09.10.2014
Дата обновления паспорта
Протокол Ученого Совета № 8.2.1.7.-10/6 от 28.08.2020
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Бизнес аналитика и прикладная экономика, Финансы корпораций: аналитика, инвестиции, стоимость
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Основными особенностями и преимуществами программы являются:

  • собственные образовательные стандарты подготовки, обеспечивающие качество преподаваемых дисциплин на уровне ведущих университетов;
  • глубокая подготовка по дисциплинам математического цикла и работы с экономическими данными;
  • использование смешанного формата обучения: прослушивание лекционной части отдельных курсов выдающихся лекторов на онлайн образовательных платформах с аудиторной поддержкой занятий в формате семинаров;
  • работа с талантливыми студентами в рамках подготовки к олимпиадам по микроэкономике, макроэкономике, теории игр, кейс-чемпионатам в области финансового менеджмента;
  • использование problem-based learning на старших курсах программы;
  • углубленное изучение иностранного языка, преподавание ряда курсов на английском языке с привлечением зарубежных профессоров;
  • наличие обязательного научного-исследовательского и проектного семинаров для формирования нежестких компетенций (soft skills);
  • интеграция научных лабораторий с участием зарубежных ученых в образовательный процесс;
  • прохождение производственной практики по выбранному профилю;
  • выстраивание индивидуальной образовательной и карьерной траектории для выдающихся студентов;
  • наличие профессионально-общественной аккредитации Ассоциации участников финансового рынка;
  • наличие аккредитации АССА (Ассоциации сертифицированных присяжных бухгалтеров) по программе F9 "Финансовый менеджмент".
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению «Экономика» включает:

01 Образование и наука (в сферах: среднего профессионального, дополнительного образования; научных исследований).

08 Финансы и экономика:

в сфере исследований, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов и явлений на микро- и макро- уровне в экспертно-аналитических службах (центрах экономического анализа, правительственном секторе, общественных организациях);

в сфере производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков, связанных с производственной деятельностью;

в сферах кредитования, страхования, операции на финансовых рынках;

в сферах внутреннего и внешнего финансового контроля и аудита, финансового консультирования, управления рисками;

в сфере консалтинга.

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Типы задач профессиональной деятельности, к решению которых готовится выпускник программы бакалавриата:

аналитический;

научно-исследовательский;

организационно-управленческий;

педагогический;

финансовый;

расчётно-экономический.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности будет готов решать следующие профессиональные задачи:

    подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

    проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

    разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств  и т. д.

    критическое осмысление эмпирических процессов в экономике и финансовой сфере, теоретических и прикладных методов их анализа;

    поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

    обработка массивов экономических данных в соответствии с задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

    построение теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

    анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

    подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

    проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и обработка их результатов;

    системное изучение экономических и социальных процессов с использованием необходимого инструментария количественного и качественного анализа;

    участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.

    участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

    организация выполнения порученного этапа работы;

    оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

    участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений.

В ходе освоения программы выпускники участвуют в проектной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность осуществляется в виде обязательного выполнения проекта для внешнего заказчика или заказчика из университета. Исследовательские компетенции формируются через участие в научно-исследовательском семинаре, являющемся обязательным на всех четырех курсах обучения. На 3-4 курсе студенты самостоятельно выбирают тему семинара.

В результате освоения бакалаврской программы выпускники успешно работают в крупных российских инвестиционных, финансовых, аудиторских компаниях и банках, среди которых УК «Парма-менеджмент», ПФПГ, Пермская фондовая компания, ПАО «КПМГ», ПАО «Сбербанк России», ПАО «УралФД», ПАО «ВТБ24», а также в финансовых и экономических структурах компаний реального сектора экономики. Выпускники бакалавриата поступают в магистратуру НИУ ВШЭ и других российских и зарубежных университетах, продолжают обучение в аспирантуре, в том числе зарубежных университетов. Средняя официальная заработная плата выпускника программы на 55% выше средней заработной платы по краю, на 90% выше средней заработной платы выпускников-экономистов других ВУЗов края за и на 95% выше заработной платы выпускников всех специальностей ВУЗов края. Доля выпускников, поступивших на магистерские программы на следующий год после бакалавриата, составляет 70-80%, среди которых 50-60% поступают в ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения)

 

ПК-1 Способен на основе описания экономических процессов строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и интерпретировать полученные результаты.

ПК-2 Способен анализировать и интерпретировать финансовую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий, организаций и т.д.; использовать данную информацию для принятия управленческих решений.

ПК-3 Способен анализировать и интерпретировать статистические данные о социально-экономических процессах и явлениях, прогнозировать изменения социально-экономических показателей.

ПК-4 Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя различные источники информации, и презентовать результаты своей деятельности.

ПК-5 Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений  и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

 

 

Характеристики образовательных модулей программы

1  модуль. Major.

Базовый профессиональный (Major).

Характеристика модуля: Математический анализ, Линейная алгебра, Теория вероятностей и статистика, Микроэкономика, Макроэкономика, Эконометрика.

Общеэкономические и математические дисциплины, закладывающие базу профессиональной подготовки экономиста, обеспечивающие обучение современным методам моделирования ианализа, формированию навыков обработки и интерпретации количественной и качественной информации, характеризующей различные социально-экономические явления; ориентированные на овладение методами, навыками и приемами исследования реальных процессов в обществе и экономике.

Вариативный профессиональный (Major вар.).

Характеристика модуля: Вариативные дисциплины, в т.ч. дисциплины по выбору студентов, определены в учебном плане.

Специальные экономические курсы обеспечивают глубину знаний по экономике, достаточную для того, чтобы выпускник программы мог продолжать обучение на магистерском уровне или приступить к аналитической работе в сфере экономики сразу после окончания бакалавриата.Модуль включает в себя научно-исследовательские и проектный семинары. Эти дисциплины призваны играть определяющую роль в формировании профессиональных навыковвыпускников бакалавриата и обеспечении гибкого реагирования образовательной программы на потребности рынка.

2 модуль. Практика.

Характеристика модуля: Производственная практика, 4 курс: студенты выпускного курса образовательной программы проходят производственную практику в федеральных органах государственной власти, государственных и частных компаниях, научных лабораториях НИУ ВШЭ-Пермь.

Проект 2, 3 курс: студенты вовлекаются в реальные исследовательские проекты, реализуемые научными центрами и лабораториями университета, а также принимают участие в проектах, заказчиками которых являются компании-партнеры Университета. Также студенты принимаю участие в проектах, определяемых образовательной программой.

Подготовка курсовых работ на 2 и 3 курсе и подготовка ВКР.

3 модуль. ДОЦ. 

Характеристика модуля: Дисциплины, соответствующие стандарту высшего профессионального образования, включая дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», дисциплину по физической культуре и спорту и три дисциплины общеуниверситетского пула.

4 модуль. Minor.

Характеристика модуля: Последовательность 4-х дисциплин. Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины.

 

5 модуль. Английский язык. Максимальный объем определяется ОП.

Характеристика модуля:

- Внутренний экзамен по английскому языку;

- Независимый экзамен по английскому языку;

- Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР;

- Дополнительные факультативные учебные дисциплины.

 

6 модуль. Data Culture / Finance.

Характеристика модуля: Дисциплины из области наук о данных (Data Science)

базового уровня.

– Введение в анализ данных в R (обязательно);

– выбор дисциплин по отдельным блокам работы с данными и главам эконометрики,  а также по дисциплинам Финансового блока.

7 модуль. ГИА. Характеристика модуля: Защита ВКР.

Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное законченное исследование на выбранную тему, написанное лично выпускником под руководством руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении образовательной программы.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Экономика»

Перейти к содержанию программы