«У Вышки репутация вуза, где собралась невероятная команда преподавателей и можно получить настоящее экономическое образование»
О том, как экономисты помогают повышать уровень счастья в жизни, знает выпускница бакалаврской программы «Экономика» и магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Екатерина Опарина. Экономикой счастья она сейчас занимается как постдок в London School of Economics. Екатерина рассказала, как учеба в Высшей школе экономики помогла ей получить PhD в престижном университете и стать сотрудником одной из лучших школ экономики.
О Высшей школе экономики
В школе я очень любила математику, но в то же время мне хотелось заниматься чем-то непосредственно связанным c реальной жизнью. Экономика идеально сочетала в себе и то, и другое. Когда я поступала в 2005 году, Вышка в Перми была достаточно молодым вузом.
Но уже тогда у Вышки была репутация вуза, где собралась невероятная команда преподавателей и где можно получить настоящее экономическое образование.
Конечно, ходили слухи про 5 сессий в год и высокую учебную нагрузку, но меня они не испугали. Очень здорово было стать частью быстро растущего университета, где ничего еще не высечено в камне и все хотят сделать университет лучше.
После четырех лет изучения экономики мне хотелось научиться применять мои знания не только в рамках реализации инвестиционных проектов, но и на более глобальном уровне. Я помню, как разговаривала в библиотеке с Еленой Витальевной Шадриной, и Елена Витальевна рассказывала про новую магистратуру «Государственное и муниципальное управление», где занятия ведут не только преподаватели Вышки, но и губернатор, и члены регионального правительства. Это было как раз то, что я искала! Мне очень понравился прикладной характер программы, более того, моими однокурсниками были люди совершенно разных профессий, состоявшиеся в своих областях — от медицины до управления розничной торговлей. Участвуя в совместных учебных проектах, я поняла, насколько по-разному люди могут смотреть на один и тот же вопрос в зависимости от их прошлого опыта и сферы деятельности. Это понимание помогает мне сейчас заниматься исследованиями на пересечении дисциплин.
Я думаю, что самое важное, чему меня научила Вышка – это не бояться сложностей, и вместо того чтобы думать «ой, это невозможно», искать решения и пытаться понять, что именно можно сделать, чтобы добиться нужного результата. Этот навык мне очень часто помогает, и даже если поставленного результата добиться не получается, в процессе всегда можно научиться чему-то новому.
О Центре государственно-частного взаимодействия
После выпуска я несколько лет работала в Центре прикладной экономики, а потом в Центре государственно-частного взаимодействия. За это время я успела поучаствовать во многих интересных проектах из разных сфер — от ипотечного кредитования до проведения фестивалей. Мне повезло работать с прекрасными коллегами, с которыми мы теперь дружим.
В Центр государственно-частного взаимодействия я пришла как стажер-исследователь на проект Елены Витальевны Шадриной и Паолы Вальбонезе. Если в ЦПЭ я в основном занималась консалтингом, то это был настоящий научный проект, к тому же на английском языке. Меня это очень увлекло, но стало понятно, что если я хочу серьезно заниматься научной работой, мне нужно продолжать образование.
К тому моменту я ничего не знала про PhD программы, решиться поступать и подготовить документы на подачу мне очень помогли Елена Витальевна, Паола и Дмитрий Владимирович Виноградов, я им невероятно за это благодарна. Через несколько месяцев я узнала, что еду в Англию на программу PhD в Университете Суррея.
О программе PhD в университете Суррея
Университет Суррея – это молодой (по британским меркам) университет, который появился в 1960-е годы. Внешне он очень отличается от Вышки – кампус занимает огромную территорию недалеко от Лондона, по газонам скачут зайцы, а в пруду плавают гуси. Кроме Школы экономики, в университете есть много других департаментов — от школы ветеринарии до космического центра. И в университетском пабе можно услышать обсуждения как последних новостей экономики и политики, так и миссии на Марс.
PhD программа в Суррее совсем новая. Мы были вторым потоком, а на первом к моменту нашего прибытия осталось 6 человек из 12. Я думала, что после Вышки, меня трудно удивить объемом и сложностью материала, но интенсивность курсов в первый год превзошла все мои ожидания! Если честно, было сложно. Помогало то, что у моих однокурсников была очень разная предварительная подготовка, поэтому, работая в команде, мы все успешно сдали экзамены.
Первый год был самым трудным для меня, но он точно стоил того. Я уверена, что не смогла бы заниматься исследованиями, которые сейчас веду, например, без углубленного курса эконометрики, который нам читали в Вышке.
В качестве отступления: я хочу сказать спасибо Евгению Ожегову, я посещала его дополнительные лекции по эконометрике в Вышке и эти лекции стали отличной подготовкой к моему курсу в Суррее. Со второго курса мы выбрали научных руководителей и начали заниматься самостоятельными исследованиями. Мне очень повезло с командой научных руководителей, я всегда могла рассчитывать на их поддержку, когда что-то шло не так, а в любой программе PhD регулярно что-то идет не так. Мы продолжаем работать над совместными исследованиями до сих пор.
О диссертации «Econometric Analysis of subjective well-being data»
До того как я поступила на программу PhD, я не знала, что экономисты изучают счастье. Оказалось, что экономика счастья – это огромная область прикладной микроэкономики, которая возникла в 1970-е годы. Ричард Истерлин тогда показал, что в США, несмотря на стабильный рост доходов в последние 30 лет, доля людей, которые считают себя счастливыми, не увеличилась. В своих статьях он поднимал вопрос о том, действительно ли ВВП или индивидуальный доход, которые используются для оценки государственных политик, — это лучший или единственный универсальный индикатор, которые мы должны использовать.
Несмотря на то, что экономика счастья появилась в 1970-е, мне кажется, что сейчас она актуальна как никогда. Последствия пандемии снова показали, что далеко не всё можно (или нужно) измерять в деньгах. Другие социальные науки, например, психология и социология, занимались изучением счастья задолго до экономистов, а экономисты привнесли в эту сферу подходы к математическому моделированию.
Большая часть исследований счастья использует данные опросов, в которых респонденты дают оценку того, насколько они счастливы или удовлетворены жизнью. Эти субъективные оценки далеко не самый распространенный вид данных в экономике, и моя работа как раз о том, как эти непривычные для экономистов данные можно использовать в привычных нам моделях, например, как учесть «субъективность» этих оценок (то, что на них может влиять погода или социальные нормы) или как сравнивать уровни счастья разных групп.
Я защищалась через Zoom, потому что все в университете работали удаленно. Обычно студентов не допускают до защиты, пока научный руководитель не уверен, что защита пройдет успешно, поэтому я не сомневалась, что я пройду. Но все равно очень волновалась, хотя мои научные руководители уверяли меня, что мне понравится. Мне и правда понравилось! Мы около двух часов обсуждали мою работу и обменивались мнениями о том, как можно ее улучшить или развить в других направлениях.
О работе в London School of Economics
Сейчас я работаю постдоком в исследовательском центре Лондонской Школы Экономики — Centre for Economic Performance. Мне невероятно повезло здесь оказаться! Команда центра не только публикует статьи в лучших экономических журналах, но и активно вовлечена в формирование публичной повестки и государственной политики.
Например, в результате работы команды, а особенно профессора Лорда Ричарда Лэйарда, люди с депрессивными или тревожными расстройствами в Англии могут бесплатно получить курс когнитивно-поведенческой терапии. В прошлом году более миллиона человек воспользовались этим услугами.
Это очень важная программа, потому что расстройства психического здоровья — одна из основных причин низкого уровня удовлетворенности жизнью, а также они негативно влияют на другие аспекты жизни, например, на вероятность трудоустройства или продолжительность жизни. Сейчас мы изучаем отличия в эффективности программы в разных регионах и для разных групп населения, чтобы понять, каким образом можно сократить эти неравенства.
Совет абитурентам
Я бы хотела посоветовать абитуриентам не бояться пробовать что-то новое и заниматься тем, что интересно. Безусловно, на любой программе не все дисциплины будут одинаково вам интересны, но, мне кажется, невозможно достоверно понять, нравится ли вам какая-то область или предмет, пока вы не потратите время, чтобы хотя бы немного в нем разобраться.
Образование в Высшей школе экономики – это отличное время получить знания в разных областях и выбрать то, чем вы вам хотелось заниматься дальше. Мне кажется, что увлеченность своим делом – это одно из основных конкурентных преимуществ любого специалиста! Если вы получаете удовольствие от работы и поэтому готовы вкладывать в нее силы и время, вам значительно проще будет добиться успеха. Более того, это, вероятно, сделает вас счастливым человеком!