• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Переход всего университета в онлайн-формат прошел достаточно быстро и безболезненно»

«Переход всего университета в онлайн-формат прошел достаточно быстро и безболезненно»

О том, как происходил переход на онлайн-обучение в Пермском кампусе НИУ ВШЭ, какие впечатления от дистанционного формата у преподавателей, в интервью порталу «Звезда» поделились заместитель директора Екатерина Загороднова и старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Виталий Мингалев.

Екатерина Загороднова,
заместитель директора

— Высшая школа экономики уже давно и очень активно применяет дистанционные технологии в образовательном процессе, поэтому переход всего университета в онлайн-формат прошел достаточно быстро и безболезненно. Опыт позволил нам удержать качественный уровень курсов. Вместе с тем, на ряде наших образовательных программ в этот период времени предполагалось преподавание дисциплин, которые сложно или невозможно реализовать в удаленном формате без потери качества образования. Такие курсы были перенесены нами на следующий учебный год.

Сегодня лекционные и семинарские занятия преподаватели проводят с помощью различных цифровых сервисов, например, MSTeams, Zoom, Webinar.ru и т. д. Все материалы и задания для студентов размещаются на внутренней дистанционной площадке LMS, которая хорошо знакома всем студентам и преподавателям, так как они с ней работали и в обычных условиях. Алгоритмы защиты различных проектов, курсовых и дипломных работ отработаны и также проходят при помощи цифровых сервисов.

Внезапное и полное погружение в онлайн-обучение позволило нам обнаружить плюсы и минусы в тех аспектах, которые при теоретическом планировании было бы сложно спрогнозировать. Теперь это поможет нам быть во всеоружии при дальнейшей цифровизации образования.

Мы отмечаем существенное повышение посещаемости студентов: она достигает почти 100%. Тем не менее, элемент очного присутствия в каком-то виде должен быть в любом образовательном направлении, поскольку именно такой формат способствует формированию определенного эмоционального фона, влияет на групповую динамику, а для ряда студентов вообще является одним из факторов удовлетворенности качеством образования.

Мингалев Виталий Викторович,
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Старший преподаватель

— Мои впечатления от опыта дистанционного обучения студентов самые положительные! Несомненно, это новый опыт не только для них, но и для меня, как преподавателя, который 19 лет ходил на лекции в аудиторию, а теперь общается с экраном компьютера.

Мне кажется, онлайн-обучение на современном уровне развития технологий более эффективно во всех отношениях. Самое главное — новый формат толкает преподавателей искать иные возможности и формы преподавания. В то же время мне лично не хватает общения лицом к лицу, и многие студенты тоже об этом говорят. На преподавателей ложится двойная нагрузка: многое приходится осваивать в ускоренном порядке, пробовать разные форматы и платформы, чтобы выбрать лучшее и удобное, приходится перестраивать сами учебные курсы, подготовленные к офлайн-режиму. И всё это приходится делать синхронно с преподаванием.

Но надо отметить, что при всех сложностях данная digital-революция, или онлайн-революция, в образовании давно назрела. Очень показательно, что в основном учителя задают вопросы, связанные с тем, какая платформа лучше, какие есть «подводные камни» и т. д. Данные вопросы свидетельствуют о том, что к этой революции все давно было готово. Студенты в онлайне более раскрепощены и чаще идут на общение. Много лет школа вбивала в них калёным железом, что учитель всегда прав. И когда ребята попадали в вузы и садились за точно такие же парты, а к ним выходил профессор, они тушевались и страхи брали верх. Они сидели и молчали. В сети же студент чувствует себя защищённым, ему комфортно, а следовательно, он готов спорить и задавать вопросы. И это прекрасно, потому что молчаливый студент с большой тетрадью и круглыми глазами — это худшее, что можно представить! Лучше студент без тетради, но с тысячей вопросов по курсу, который он слушает. Если на офлайн-лекции у меня было 2-3 таких студента, то в онлайн-режиме многие студенты задают вопросы и даже спорят в беседах по теме лекции. Это самый крупный естественный эксперимент в области образования. Я думаю, что его результаты пошатнут структуру, устои и саму сущность образования.

Полный текст статьи — https://zvzda.ru/articles/fb8be476c989