• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эконометрика

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Эконометрика – один из трех китов, на которых держится экономическая наука, поэтому ни один уважающий себя экономист не может обойтись без ее изучения. Целью освоения эконометрики является получение навыков поиска и оценки зависимостей в реальных данных, а также их последующая визуализация, интерпретация и использование для прогнозирования. Помимо совершенствования вышеописанных умений знание эконометрики приносит престижные и финансовые плоды: так, согласно hh.ru, средняя з/п по вакансиям, требующим знание эконометрики, составляет 110 тыс. рублей, а потенциальными работодателями для эконометристов выступают: ЦБ РФ, Алабуга, Яндекс и другие. Целью освоения эконометрики является получение навыков поиска и оценки зависимостей в реальных данных, а также их последующая визуализация, интерпретация и использование для прогнозирования. При поиске и оценке некоторых зависимостей используются методы искусственного интеллекта .
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам научное представление о методах и моделях, позволяющих получать количественные выражения закономерностям экономической теории на базе экономической статистики с использованием статистического инструментария
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Реализует алгоритмы построения и оценки базовых эконометрических моделей в основных статистических пакетах R/Stata/Python
  • Анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты оценки
  • Применяет подходящие инструменты анализа кросс-секционных данных, временных рядов и панельных данных при решении стандартных задач
  • Объясняет необходимость применения базовых эконометрических процедур для получения качественных результатов оценки моделей
  • Называет основные эконометрические модели для каждого типа данных
  • Различает основные типы эконометрических данных: способен перечислять их источники и ключевые отличия
  • Обобщает полученные в результате оценки моделей сведения и на их основе делает выводы
  • Разрабатывает дизайн исследования с использованием эконометрического инструментария
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Модель парной линейной регрессии.
  • Раздел 2. Модель множественной линейной регрессии.
  • Раздел 3. Улучшение качества регрессии
  • Раздел 4. Другие методы и модели
  • Раздел 5. Временные ряды
  • Раздел 6. Панельные данные, модели множественного выбора и цензурированные модели.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    В контрольной работе проверяются навыки решения задач изученными методами, сравнения и анализа решений, полученных разными способами, умение интерпретировать найденные решения и знание основных понятий курса.
  • неблокирующий Аудиторная работа1
    В течение всего курса преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. В основе оценки за аудиторную и самостоятельную работу лежат результаты микроконтролей по темам курса, изученным в аудитории и вынесенным на самостоятельное обучение соответственно. Микроконтроли проводится в среднем на двух семинарах из каждых трех. Набранные за микроконтроли баллы суммируются и делятся на максимально возможный балл за все микроконтроли. Полученная оценка, выраженная в десятках процентов, является базовой для оценки за работу на семинарах. Например, если накопленный балл за микроконтроли равен 13 баллам при максимуме в 20 баллов, то базовая оценка составит 6,5 балла. Полученная оценка округляется и корректируется на 1-2 балла в обе стороны с учетом посещения аудиторных занятий, выполнения или не выполнения домашних заданий, решения индивидуальных заданий повышенной сложности, активности студентов при решении задач и при совместном обсуждении на семинарах. Оценки за работу на аудиторных занятиях и за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговые оценки за аудиторную и самостоятельную работу по 10-ти балльной шкале рассчитываются преподавателем и сообщаются студентам на последнем аудиторном занятии курса.
  • неблокирующий Самостоятельная работа1
    Самостоятельная работа представляет собой несколько домашних заданий на отработку навыков анализа данных в R или направленных на самостоятельное изучение материала по темам лекций.
  • блокирующий Экзамен 1
    Экзамен по дисциплине проводится форме письменной работы на 80 минут. Работа состоит из двух частей: тестовой и открытой. На экзамене студенту разрешается иметь при себе и использовать пишущие принадлежности и линейку. На экзамене студенту не разрешается иметь при себе любые электронные устройства (в том числе сотовые телефоны и электронные часы) и любые справочные материалы за исключением перечисленных выше.
  • неблокирующий Расчетный проект 1
    Расчетный проект представляет собой групповое домашнее задание, в котором студентам необходимо выбрать и самостоятельно проанализировать кросс-секционные данные.
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
    Самостоятельная работа представляет собой несколько домашних заданий на отработку навыков анализа данных в R или направленных на самостоятельное изучение материала по темам лекций.
  • блокирующий Экзамен 2
    Экзамен по дисциплине проводится форме письменной работы на 80 минут. Работа состоит из двух частей: тестовой и открытой. На экзамене студенту разрешается иметь при себе и использовать пишущие принадлежности и линейку. На экзамене студенту не разрешается иметь при себе любые электронные устройства (в том числе сотовые телефоны и электронные часы) и любые справочные материалы за исключением перечисленных выше.
  • неблокирующий Аудиторная работа2
    В течение всего курса преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. В основе оценки за аудиторную и самостоятельную работу лежат результаты микроконтролей по темам курса, изученным в аудитории и вынесенным на самостоятельное обучение соответственно. Микроконтроли проводится в среднем на двух семинарах из каждых трех. Набранные за микроконтроли баллы суммируются и делятся на максимально возможный балл за все микроконтроли. Полученная оценка, выраженная в десятках процентов, является базовой для оценки за работу на семинарах. Например, если накопленный балл за микроконтроли равен 13 баллам при максимуме в 20 баллов, то базовая оценка составит 6,5 балла. Полученная оценка округляется и корректируется на 1-2 балла в обе стороны с учетом посещения аудиторных занятий, выполнения или не выполнения домашних заданий, решения индивидуальных заданий повышенной сложности, активности студентов при решении задач и при совместном обсуждении на семинарах. Оценки за работу на аудиторных занятиях и за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговые оценки за аудиторную и самостоятельную работу по 10-ти балльной шкале рассчитываются преподавателем и сообщаются студентам на последнем аудиторном занятии курса.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    В контрольной работе проверяются навыки решения задач изученными методами, сравнения и анализа решений, полученных разными способами, умение интерпретировать найденные решения и знание основных понятий курса.
  • неблокирующий Рассчетный проект 2
    Расчетный проект представляет собой групповое домашнее задание, в котором студентам необходимо выбрать и самостоятельно проанализировать данные типа временные ряды или панельные данные
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.15 * Аудиторная работа1 + 0.2 * Контрольная работа 1 + 0.2 * Расчетный проект 1 + 0.15 * Самостоятельная работа1 + 0.3 * Экзамен 1
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Аудиторная работа2 + 0.2 * Контрольная работа 2 + 0.2 * Рассчетный проект 2 + 0.15 * Самостоятельная работа 2 + 0.3 * Экзамен 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демидова, О. А.  Эконометрика : учебник и практикум для вузов / О. А. Демидова, Д. И. Малахов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00625-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511223 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Эконометрика. Начальный курс : учебник, Магнус Я.Р., Катышев П.К., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Introductory econometrics : a modern approach, Wooldridge J.M., 2006
  • Введение в эконометрику : учебник : пер. с англ., Доугерти К., Замков О.О., 2010
  • Кремер, Н. Ш.  Эконометрика : учебник и практикум для вузов / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко ; под редакцией Н. Ш. Кремера. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 308 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08710-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510046 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Носко, В. П. Эконометрика : учебник : в 2 книгах / В. П. Носко. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021 — Книга 1 — 2021. — 704 с. — ISBN 978-5-85006-294-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199004 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Носко, В. П. Эконометрика : учебник : в 2 книгах / В. П. Носко. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021 — Книга 2 — 2021. — 592 с. — ISBN 978-5-85006-295-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199007 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Борисова Елена Феликсовна
  • Чадов Алексей Леонидович
  • Семенова Дарья Владимировна