Итоги I Всероссийской НПК Университетского округа НИУ ВШЭ
1–2 ноября 2012 г. в Перми состоялась I Всероссийская (VI краевая) научно-практическая конференция Университетского округа НИУ ВШЭ «Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы».
1–2 ноября 2012 г. в Перми состоялась I Всероссийская (VI краевая) научно-практическая конференция Университетского округа НИУ ВШЭ «Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы».
Участниками конференции стали 1150 человек: работники образовательных учреждений, ведущие специалисты системы образования РФ из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми и Пермского края.
Организаторами конференции выступили Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» при поддержке Института развития образования (НИУ ВШЭ) и Министерство образования Пермского края.
Целью конференции явилось обсуждение ключевых аспектов инновационного развития современного школьного образования в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Работа конференции была организована в двух форматах: академическом и рефлексивно-аналитическом.
В рамках академического формата 1 ноября 2012 г. состоялось пленарное заседание, на котором представили доклады видные деятели образовательного сообщества РФ, директора лучших московских и пермских школ, гимназий и лицеев, представители профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ, а именно:
· Лев Львович Любимов – доктор экономических наук, ординарный профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ;
· Ирина Всеволодовна Абанкина – кандидат экономических наук, ординарный профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ;
· Раиса Алексеевна Кассина– кандидат педагогических наук, министр образования Пермского края.
С приветственным словом к участникам пленарного заседания конференции обратилась директор НИУ ВШЭ – Пермь Галина Емельяновна Володина: «Нам есть, чем поделиться с коллегами. Наши проекты, такие как Олимпиады учителей “ПРОФИ” и Университетско-школьный кластер, сегодня являются инновационными для России. Мы не стоим на месте, мы все время развиваемся. И я думаю, что новые предложения и инициативы, высказанные во время конференции, позволят нам и дальше двигаться вперед».
Традиционно с первым докладом на конференции выступил Лев Львович Любимов. В своем выступлении Лев Львович коснулся проблем современной российской школы, необходимости перехода от школы для обучаемых (“teaching”) к школе обучающихся (“learning”), подробно остановился на проблеме введения новых образовательных стандартов. «Развитие личности и интеллекта – вот заповеди нового стандарта. Их смысл – формирование населения с познавательными свойствами, свойствами лояльности к государству, формирование нового поколения, чьи личные свойства и культура полностью отвечают принципам и ценностям российской конституции».
Ирина Всеволодовна Абанкина остановилась на вопросах объединения усилий средней и высшей школ в подготовке школьных педагогов, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на проблемах внедрения инноваций в образовательный процесс, на вопросах о месте образования в современной экономике. «Образовательные ресурсы постоянно расширяются. Ограниченным ресурсом является только время – время на освоение и определение маршрута достижения цели. И задача учителя – помочь научиться управлять временем в пространстве расширяющихся образовательных ресурсов».
Раиса Алексеевна Кассина в своем выступлении отметила значимость подобных мероприятий для образовательно-педагогического сообщества. «В этом году конференция стала общероссийской, и это не случайно. Образовательные процессы во всей России идут одинаковые. В современной школе сегодня нужен педагог, которому меньше всего подходит слово “ремесленник”. Сегодня учитель – это не тот, кто работает по алгоритму, а тот, кто творчески подходит к делу, способен генерировать новые идеи и предлагать новые пути реализации этих идей. Создание инновационной среды для профессионального развития каждого педагога – вот основа реализации современных образовательных стандартов».
Кроме того, с докладами на пленарном заседании выступили Михаил Яковлевич Шнейдер – директор гимназии № 45 города Москвы, Михаил Геннадьевич Мокринский – директор лицея № 1535 города Москвы, Лада Владимировна Силина – директор гимназии № 1595 города Москвы, Алла Валерьевна Червонных – директор МАОУ «СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков» города Перми, Михаил Станиславович Черепанов – заместитель директора МАОУ «Лицей № 4» города Перми, преподаватели НИУ ВШЭ – Пермь.
В рефлексивно-аналитическом формате 2 ноября 2012 г. в рамках работы 11 секций были проведены мастер-классы, практические семинары, презентации докладов. Наиболее актуальными для обсуждения педагогическим сообществом Пермского края стали следующие проблемы:
· практика реализации новых образовательных стандартов в начальной школе;
· формирование у учащихся универсальных учебных действий в образовательном процессе основной и старшей школы;
· формирование метапредметных результатов образовательной деятельности;
· организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях инновационного развития современной школы;
· обеспечение всестороннего развития личности современного школьника в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности.
С материалами конференции можно ознакомиться на сайте НИУ ВШЭ – Пермь: http://www.hse.perm.ru/org/units/university/npk_rus/