• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Прошёл семинар научно-учебной группы, посвященный советизации деревни

Екатерина Кондакова представила статью, посвященную повседневности советской деревни в 1920-30-е гг.

В пятницу, 18 октября, состоялся очередной семинар научно-учебной группы. Екатерина Кондакова представила своё исследование, в котором на материалах дневниковых записей К.Ф.Измайлова изучила повседневность советской деревни во время распространения и укрепления советской власти в деревне. Среди основных сюжетов, которые обсудили участники НУГ, — пьянство в советской деревне, отношение к религиозным праздникам, усвоение советского дискурса деревенскими жителями и восприятие самой практики ведения дневника.

На прошедшем в пятницу семинаре я выступила с докладом о советских дневниках. В отличие от периодики, ведомственной и партийной документации эго-документы позволяют увидеть, как реализовывался коммунистический проект не со стороны государственной машины, а с позиции рядового жителя страны.

В исследовании на материалах дневников К.Ф. Измайлова я анализирую личный опыт героя в рамках процесса советизации деревни в 1920–30-е гг. Ключевой необходимостью для советского человека было усвоение идеологического дискурса. В процессе освоения языка власти Измайловым, происходит смешение советских идеологем с лексикой его крестьянского опыта. На семинаре нам также удалось обсудить особенности питейных практик в деревне К.Ф. Измайлова после прихода советской власти, поговорить о преимуществах и недостатках методологической основы микроисторического исследования и моментах статьи, требующих доработки.

Екатерина Кондакова
Студентка 4 курса ОП «История»

Прошедший семинар был посвящен советизации деревни в 1920-1930-е годы на основе дневниковых записей сельского жителя Измайлова К.Ф. (1900-1942 гг.).

В основе деревенской жизни в досоветский период лежал традициионный уклад, определяющий жизнь населения и намечающих ориентры поведения. Укоренение традиций в обществе делало среду менее подверженной для внешнего влияния, поэтому процесс советизации деревни происходил затруднительно – новые нормы плохо усваивались людьми, чья социализация пришлась на дореволюционное время.

Измайлов К.Ф. становится членом ВКП(б), сознательно принимая советские нормы и адаптируя их к привычной жизни. Это находит отражение в эклектичном использовании советских и деревенских дискурсов и языковых форм в дневниковых записях, что подразумевает усложнение повседневности и искуственную комбинацию двух культурных сфер.

В контексте заданной тематики Екатерина Кондакова показала, что дневниковые записи позволяют взглянуть на тему властной деятельности в селе не со стороны государства и идеологии (описывающих советизацию деревни как успешный проект), а сквозь призму повседневной жизни отдельного человека, иллюстрирующую двойственность и непоследовательность этого процесса.

Анна Коцубинская
Студентка 3 курса ОП «История»

 

Доклад Екатерины Кондаковой был посвящен проблеме согласования идеологических нарративов и коллективных традиций (по материалам дневника Константина Измайлова – жителя села Смоленское Смоленской волости Бийского уезда).

К. Измайлов родился в 1900 году. Когда закончилась Гражданская война и в деревне установилась советская власть, он был вполне взрослым человеком. В дневниках он демонстрирует готовность принять советскую власть как «эталон и образец» жизненной реальности. Но его жизненный опыт, привычки, влияние среды задают свои ориентиры в интерпретации происходящего.

На материалах дневника Е.Кондакова продемонстрировала эклектичный характер оценок и суждений, описаний и репрезентаций, при помощи которых он описывал события сельской жизни. Идеологическая картина мира, заимствованная из газет, агитационных брошюр, политзанятий и партийных собраний (до 1929 года К. Измайлов член ВКП (б)) накладывается на традиции сельской жизни. Дневниковые записи иллюстрируют механистическое соединение двух культурных миров в едином нарративе К.Измайлова.

Согласимся с Е. Кондаковой, что ценность «дневника Измайлова» заключается в его не типичности - для жителей сел, ежедневные записи в дневнике выглядят чужеродным явлением. И благодаря такому «казусу» перед историком появилась возможность увидеть, как происходило вторжение советской идеологии, ее языка, системы социальных номинаций, схем интерпретации в жизненный мир сельчан.

Кабацков Андрей Николаевич
Кандидат исторических наук, доцент ПГНИУ