• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Участники научно-учебной группы обсудили особенности конструирования женских образов в советской прессе на примере «Пионерской Правды»

На очередном семинаре научно-учебной группы Алина Вдовина представила свою статью, посвященную исследованию репрезентации гендерных образов в одном из выпусков «Пионерской Правды» 1949 года.

На семинаре НУГ 4 октября участники обсудили, как советская власть с помощью детской прессы конструировала гендерные роли и формировала у детей и подростков представления о матери, Родине и правильном поведении по отношению к женщинам. Алина Вдовина представила доклад по материалам статьи, посвященой гендерным образам в зеркале одного выпуска «Пионерской Правды» 1949г. В ходе обсуждения статьи и доклада выяснилось, что фигуру отца властный дискурс как бы замещал фигурой Сталина, а мальчиков авторы статей «Пионерской Правды» учили одаривать мам комплементами, помогать и быть мужчинами в доме, восполняя отсутствие отцов.

Реальность, которую рассматривает в своей статье Алина Вдовина – это мир «чистой» идеологии, представленной посредством советских газет. В данном случае – газетой «Пионерская правда». Двадцать лет назад среди историков было принято рассматривать идеологическую картину как некую государственную мистификацию, которую настоящий исследователь должен отбросить, обнаружить за ней «настоящую» реальность. Алина следует иным методологическим основаниям. Для нее текст детской газеты особого рода реальность, которая производит эталонные образы и поведенческие ориентиры. Как обычный советский школьник усваивал эти образы – другой вопрос, который находится за рамками исследования. Речь идет лишь о том, какие гендерные образцы предлагались, точнее – предписывались советскому школьнику. Как нужно относиться к своей матери? Что является лучшим подарком для нее к 8 марта? Есть ли кроме матери другие гендерные образы – дочери, сестры, брата?

Любое обсуждение рождает критику, что является необходимым для научной дискуссии. На мой взгляд, формулировка темы может быть несколько скорректирована, так как в самой статье речь идет преимущественно об образе матери. Между тем, в процессе обсуждения были обнаружены сюжеты, не вошедшие в первоначальный вариант статьи, но которые было бы полезно использовать в дальнейшей работе над текстом. Представленная статья выявляет ключевые характеристики образов, которые было бы продуктивно рассмотреть в сравнении с образами кинофильмов и художественной литературы. Так, героиня фильма «Сельская учительница» является символической матерью для своих учеников. Предписываемые фильмом паттерны аналогичны тем, которые предлагаются читателям «Пионерской правды».

Чащухин Александр Валерьевич
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Доцент

 

 



На прошедшем семинаре обсуждалась статья Вдовиной Алины, посвященная анализу гендерных образов в детской периодической печати. В качестве источника использовался праздничный выпуск «Пионерской Правды» 1949 г., приуроченный к 8 марта.
Интересным выводом является то, что мужские образы (не только в выпуске, посвященном женскому празднику) являются фигурой умолчания, а в лучшем случае отсылаются к личности Сталина, в то время как главным женским образом выступает мать, ассоциирующаяся в первую очередь с образом Родины.
Выступление Вдовиной Алины вызвало оживленную дискуссию среди участников семинара, породившую интересные идеи для дальнейшего расширения темы.

Анна Коцубинская
Студентка 3 курса ОП "История"