• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся семинар научно-учебной группы, посвященный мортальным сюжетам в дневниках советских школьников

София Шабанова представила доклад по статье, в которой по дневникам советских детей и подростков 1940-50-х исследует их отношение к смерти.

На прошедшем 18 ноября семинаре участники научно-учебной группы обсудили, как советские дети и подростки воспринимали официальный дискурс, связанный со смертью, и как переживали смерть и рассуждали о ней в своих дневниках. В ходе обсуждения доклада были высказаны предложения по дополнению источниковой базы исследования, корректировки методологии и включения в статью оговорок о военном времени.

С помощью особых героических и жертвенных образов, адаптированных для детей, власть стремилась с детства сформировать у советских людей определенные паттерны, связанные с «правильной» смертью и реакцией на смерть. Я попыталась проследить, как советские дети и подростки осмысляли смерть, и насколько эталонные образы, которые транслировались официальной советской пропагандой, находили отражение в жизненном мире детей и подростков. Основным источником работы выступили личные дневники советских школьников (авторам от от 6 до 17 лет) 1940-1950-х годов.

На семинаре мы обсудили, какие сюжеты, связанные со смертью, фигурируют в дневниках, о чьей смерти писали школьники, чем отличаются записи о смерти авторов-свидетелей войны и блокады и тех, кто не застал войну, и как по-разному советские школьники писали о смерти близких и смерти политических деятелей и пионеров-героев.

Шабанова София Ивановна
Студентка 2 курса магистратуры

Исследование, результаты которого были представлены на прошедшем семинаре, посвящено проблеме мортальности. В статье рассматриваются образы смерти, отраженные в дневниках детей и подростков 1940-50-х годов. Помимо более чем десятка личных дневников, София проанализировала практики изображения смерти на материалах советской литературы и кинофильмов этих же лет, которые являлись одним из главных способов трансляции идеологического дискурса. Примечательно, что советская идеология затрагивала, казалось бы, настолько далекие от власти стороны повседневной жизни человека как гастрономия, о чем мы говорили на предшествующих семинарах, и даже смерть.

Существовало «правильное» восприятие смерти, и посредством массовой культуры советская власть формировала его с детства, демонстрируя эталонные образы героического и жертвенного ухода человека из жизни. София ставила перед собой цель рассмотреть, как дети осваивали эти идеологические конструкты. Таким образом, язык, на котором дети ведут описание событий, связанных со смертью, в своих дневниковых записях, очевидно, заимствуется из прочитанных ими газет и романов. Осмысление ребенком феномена смерти связано с его идеологической репрезентацией.
Особое представление о смерти складывается у детей - участников блокады Ленинграда. «Жизнь в катастрофе» предполагает иные правила конструирования жизненного мира. В данном случае возможно проведение отдельного исследования с более детальным рассмотрением проблематики и специфики контекста.
Во время обсуждения было также предложено провести анализ проблематики смерти на основе дневников взрослых людей. Перед таким исследованием прежде всего стоял бы следующий вопрос: отличается ли образ смерти у советского ребенка и взрослого в 1940-50-е гг.?

Екатерина Кондакова
Студентка 4 курса ОП «История»