• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся семинар научно-учебной группы, посвященный гастрономической культуре сталинской эпохи

Анна Коцубинская представила статью о связи концепта «культурности» и гастрономической культуры 1930-50-х гг.

В пятницу, 25 октября, на очередном семинаре НУГ, Анна Коцубинская представила доклад о советской гастрономической культуре сталинской эпохи. В ходе семинара участники обсудили, как в разных видах источников (от дневника Дмитриева до Книги о вкусной и здоровой пище) были представлены те или иные аспекты советской гастрономической культуры. Отдельной темой для обсуждения была связь концепта «культурности», предполагавшего образцовое поведение и потребление советского человека, и гастрономической культуры. В ходе обсуждения участники поделились идеями и рекомендациями для дальнейшего развития исследования.

Анне предстоит выбрать, на каком аспекте гастрономической культуры (государственные образцы и идеология или повседневные практики, связанные с гастрономией) ей стоит остановиться в конечном варианте статьи.

Создание системы общепита оказало большое влияние на идейное воспитание людей, советская эстетика была мощным инструментом конструирования новой, советской ментальности 30-50-х гг. Для поддержания уровня «культурной жизни» советских людей властью задавались нормы поведения для людей. Нормы связывались с концептом «культурность». Образцы «культурности» транслировались в кинофильмах, плакатах, кулинарных книгах… Люди принимали эти ориентиры, что отразилось в материалах эго-документов.

Было предложено 2 варианта развития темы: взгляд со стороны «власти», на основе архивных документов, и взгляд со стороны «повседневности» – образах «культурного потребления» и эстетизации пищи и практиках её потребления и ее рецепции советскими людьми по материалам эго-документов.

Анна Коцубинская
Студентка 3 курса ОП «История»

 

Доклад Анны Коцубинской, на первый взгляд, не имеет отношения к идеологии. Слишком велика дистанция между высоким стилем лозунгов и питанием советского населения. Знаменитую книгу Анастаса Микояна принято трактовать как набор красивых картинок, непригодных для повседневного использования на советской кухне.

Между тем, это не совсем так. Изучение гастрономической культуры обнаруживает пересечение импульсов власти с повседневными практиками и ориентирами обычных советских граждан. С этой точки зрения Книга о вкусной и здоровой пище – это не о том, что существует на столе советского человека. Эта книга – о том, что должно быть у правильного, сознательного советского гражданина. Примечательно, что многие советские люди вступали в диалог с властью на этом поле: покупали Книгу, учились сервировке, пытались воспроизводить на практике некоторые рецепты, изобретали эрзац-заменители, обменивались способами приготовления с родными и знакомыми. Так на повседневном уровне формировался важный компонент новой урбанистической культуры.

Заявленная тема интересна и продуктивна, однако в тексте обнаруживаются некоторые разрывы и нестыковки. Это связано с тем, что до конца непонятно, какой маршрут автор выберет в качестве магистрального. Сосредоточится на изучении предписываемых властью культурных образцов или сфокусирует внимание на повседневных практиках советских людей? Возможен и третий вариант развития текста. Описание общепита будет использовано в качестве демонстрации институционального контекста советского питания. На этом фоне можно будет объяснять сложные коммуникации между властью и повседневностью советских горожан. В этом случае освоение гастрономической культуры можно трактовать в терминах Пьера Бурдье – описание вкуса как проявления габитуса советского горожанина. Или же в терминах Мишеля де Серто – описание гастрономической культуры как низовых тактик повседневного освоения, изменения и использования импульсов власти.

Чащухин Александр Валерьевич
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Доцент