• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошел семинар научно-учебной группы, посвященный изучению идеологии по эго-документам.

Участники семинара обсудили доклад А.Н.Кабацкова и Е.В.Кондаковой и узнали об особенностях изучения эго-документов.

В пятницу, 15 февраля, состоялся семинар научно-учебной группы, посвященный изучению советской идеологии по эго-документам. Доклад на эту тему представили Андрей Кабацков и Екатерина Кондакова. На примерах дневников сельского жителя К.Измайлова и горожанина А.Дмитриева докладчики рассказали о существовании в этих дневниках двух миров и разных языков для размышлений над отдельными явлениями. Так, например, для описания девиаций или привычных явлений, связанных с повседневностью, авторы дневников использовали особый язык, а в некоторых случаях воспроизводили конструкции властного дискурса.

Участники семинара обсудили эвристические возможности дневников, проблемы, с которыми могут столкнуться исследователи при анализе дневника как исторического источника, и отличия взгляда на советскую идеологию через призму официальных и эго-документов.

Эго-документы – специфический источник. Благодаря работам Н.Козловой, Й.Хелльбека и активности по выпуску сборников эго-документов Н.Суржиковой внимание к данному типу источников возросло. Ценность эго-документов (а точнее личных дневников, о которых идет речь в нашем докладе) — в том, что они позволяют взглянуть на жизненный мир обычных советских людей.

Советское государство создавало сильнейшие политические императивы. Оно диктовало оценки, суждения, нормы жизни в социалистическом обществе. В повседневной толще жизни эти властные установки подвергались существенной коррекции.

Интересный кейс представляет дневник рабочего А. Дмитриева. Он по всем своим социальным и мировоззренческим характеристикам выглядит образцовым советским человеком. Война, трудности быта, проблемы в семье побуждают его на страницах дневника вести диалог с самим собой, оправдываясь за собственные поступки, гордясь успехами и заработками на заводе. Он рационализирует властные претензии на управление социальным порядком согласно требованиям слободской (вариант раннего городскогоуклада) культуры. Подписываясь на государственный заем, «требует» от власти ответных шагов в виде выплаты премий. Угрожает сменить работу, не получив ожидаемой зарплаты. Вербально солидаризируясь с властными мобилизациями, использует идеологические штампы для самооправдания: «На работе я сейчас занимаюсь "крупными подделками" талонов на коммерческие обеды. И так хорошо их рисую от руки, даже нисколько не отличить от оригинала. <…>. Нет! И в этом я ничего позорного не нахожу. А тем более в военное время» (1.12.1943)

Личные дневники — это ценный исторический источник. Он позволяет увидеть идеологию в ее повседневном бытовании. Там, где язык пропаганды и агитации трансформировался в коллективную социальную реальность. Дневники вскрывают, как человек находил себя в пространстве идеологии. И происходило это далеко не всегда так, как ожидала власть.

Кабацков Андрей Николаевич
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Доцент

На прошедшем семинаре, посвящённом эго-документам, были рассмотрены возможности и сложности изучения личного дневника как исторического источника. В условиях, когда идеология транслировалась властью через все сферы общественной жизни, дневник позволяет увидеть, каким образом "маленький человек" осваивал этот дискурс и рефлексировал на изменения в его жизненном мире. Дневник деревенского жителя Константина Измайлова показывает сосуществование в деревне двух миров: традиционного уклада сельской жизни и новых институтов советской власти. «Деревня ударно готовится к Михайлову дню» - записывает в ноябре 1927 года Измайлов, пытаясь механически объединить эти две реальности при помощи языка. Но «большевисткий язык», как называл этот вариант принятия «советскости» на уровне вербальных практик С. Коткин, не означает переделку жизненного уклада, быта. Деревня живет собственной жизнь, усиливая девиации в виде пьянства, когда нормативный советский порядок насаждается в виде колхоза

Екатерина Кондакова
Студентка 3 курса ОП "История"

Второй семинар учебной группы был посвящен эго-документам. На примере дневников К. Измайлова и А.Дмитриева было показано, как советская идеология влияла на граждан, и как они ее воспринимали. При работе с эго-документами у историка возникает много сложностей, но тем не менее, данный тип источников позволяют взглянуть на общую картину с другого ракурса. Дневник Дмитриевна - уникальный кейс, который демонстрирует взаимодействие заводского рабочего с государственной идеологией.

Лев Брагин
Студент 3 курса ОП "История"