Студенты пермского кампуса НИУ ВШЭ помогают в адаптации иностранным обучающимся ПГМА
Департамент иностранных языков НИУ ВШЭ – Пермь реализует новый проект Together в сотрудничестве с кафедрой русского языка как иностранного ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера. Проект направлен на адаптацию иностранных студентов в социально-культурной среде Перми через практико-ориентированное межвузовское взаимодействие. Так, студенты 3 курса образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе» уже провели для обучающихся из Индии урок-экскурсию по теме «Индустриальная культура Перми и Пермского края». Курирует проект руководитель Зеркальной лаборатории НИУ ВШЭ – Пермь с СахГУ «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» Лилия Пантелеева.
Студенты образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе» обучаются в проекте решать практические задачи межкультурной коммуникации, а студенты-медики осваивают русский язык и культуру методами креативного обучения. У Together несколько составляющих: видеофильмы, информирующие пермяков об учебной и бытовой жизни индийцев в инокультурной среде, и мероприятия, направленные на конструктивное межкультурное молодежное взаимодействие. Студенты пермской Вышки собрали первичные видеоматериалы для фильмов и провели информационно-развлекательное мероприятие об индустриальной истории Перми.
Организаторы и участники мероприятия поделились отзывами:
Лилия Пантелеева, доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ – Пермь, руководитель проекта «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы»
Я очень рада, что наш партнерский проект так успешно стартовал. Я слышу отзывы своих студентов и понимаю, что для них очень важно изучать межкультурную коммуникацию не только в теории и по учебным задачам. Практика межкультурного взаимодействия крайне эффективна для понимания культурных барьеров и слома стереотипов. Название проекта Together акцентирует идею современной цивилизации об объединении усилий для достижения общих результатов. Главный смысл опирается на положение о том, что сотрудничество – это и способ преодоления общественных проблем, и культурная ценность, которую необходимо популяризировать.
В настоящее время завершена одна из составляющих проекта – наши лингвисты провели мероприятие для иностранных студентов о промышленных символах Перми. Как вы понимаете, здесь пересеклись два научных направления НИУ ВШЭ – Пермь – профессиональная практика в сфере межкультурной коммуникации, а также актуализация промышленного наследия в рамках проекта «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы».
Я была одним из зрителей мероприятия и, честно говоря, с первых моментов ощутила невероятно доброжелательную атмосферу, которую создали ведущие. Студентки смогли грамотно выстроить план встречи, составить интересную презентацию, подобрать лексику доступную для понимания, выявить ключевые символы, коррелирующие с промышленной идентичностью города. Они легко переходили с русского языка на английский, поровну распределили нагрузку, приветливо и профессионально общались с участниками. Основной задачей участников мероприятия было составление ассоциативных карт города. Индийские студенты с большим увлечением работали над своими творческими задачами. С большим интересом они слушали ведущих, обращали внимание на новые слова.
Реализовалась ли задумка ведущих в полной мере? Об этом хорошо свидетельствовали последние минуты встречи. Индийские студенты не отпускали ведущих без совместных фото, благодарили их, просили оставить автографы на картах. Радостное торжественное настроение наполнило аудиторию и создало атмосферу всего дня.
Ирина Павлова, заведующий кафедрой русского языка как иностранного ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера
Преподаватели кафедры русского языка как иностранного хорошо понимают, насколько важно непосредственное и доверительное общение иностранных студентов со своими русскоговорящими сверстниками. Это самый эффективный способ погружения в языковую среду, преодоления языкового барьера и психологической адаптации. Поэтому мы готовы помогать ребятам подружиться, научиться взаимодействовать друг с другом в интересных творческих проектах. Мы уделяем много времени изучению культуры Перми и нашего края. Но интерактивное занятие, которое провели с индийскими студентами девушки из НИУ ВШЭ, было, прежде всего, полезным опытом настоящего межкультурного общения, которое, мы уверены, обогатило всех яркими эмоциями и новыми знаниями, в том числе друг о друге.
Анастасия Карева, студентка 3 курса образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»
Помимо достижения нашей основной цели (освещение индийцам темы промышленности Перми как историко-культурной идентичности нашего города), мы ставили себе задачу органично интегрировать интерактивный формат взаимодействия в наше познавательное мероприятие. Именно вопрос «Как превратить это взаимодействие не просто в акт передачи информации, а создать из этого занимательный процесс?» занял большую часть подготовки. Благодаря помощи нашего преподавателя, курирующего проект, и родилась идея, которую мы реализовали в рамках мероприятия. Для знакомства студентов со значимыми объектами промышленности, которые ярко отражают Пермь, а также построения системы концептов с каждым из них, мы подготовили макет карты Перми, который студенты-индийцы декорировали и оформляли своими руками.
Елизавета Смыгалова, студентка 3 курса образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»
Участие в данном проекте стало очень интересным и ценным опытом для меня. Мы получили возможность познакомить студентов из Индии с промышленностью нашего города. Результатом совместной работы стали карты Перми со значимыми местами, которые связаны с темой выступления.
Было волнительно, ведь мы не могли предугадать, как пройдёт наше мероприятие, но ребята приняли нас очень тепло, дружелюбно, были вовлечены в процесс, всегда улыбались, за что мы им очень благодарны. Эмоции, которые мы получили во время общения со студентами, останутся очень ярким и приятным воспоминанием.
Я думаю, что такие проекты полезны не только с познавательной точки зрения, но и для общения, культурного обмена между студентами.
Анастасия Дмитриева, студентка 3 курса образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»
Принять участие в данном проекте – это незабываемый опыт, поскольку до этого я не была задействована в подобном. У меня остались лишь положительные впечатления. На самом деле, мы с девочками не знали какой будет итог, у нас не было четкого представления о том, как должно пройти мероприятие. Конечно, у нас был план, заранее прописанный сценарий, но никогда не знаешь чего ожидать, особенно если делаешь что-то впервые. Однако все сложилось наилучшим образом: и мы, и студенты-индийцы остались очень довольны результатом. Я с большим удовольствием буду браться за проекты, направленные на взаимодействие с иностранными студентами и в дальнейшем.
Алиса Спешилова, студентка 3 курса образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»
Я, к сожалению, не смогла поприсутствовать на самом мероприятии, но очень рада, что приняла участие в его разработке! Хорошие отзывы ребят о мероприятии греют душу в эти холодные декабрьские дни! Опыт организации культурно-исторического мероприятия позволил моей группе и мне повторить много интересной информации о Перми. Я считаю, мероприятия, которые позволяют поближе познакомится с другой культурой и помогают адаптироваться в ней, очень важны и надеюсь в будущем их будет только больше и я вновь смогу принять участие в одном из них.