Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ – Пермь прошел научный семинар по антропологии мостостроителей

В НИУ ВШЭ – Пермь прошел научный семинар по антропологии мостостроителей

Высшая школа экономики в Перми

24 марта в НИУ ВШЭ – Пермь состоялся научный семинар, посвященный историко-культурной антропологии мостостроителей. Мероприятие собрало студентов и преподавателей, интересующихся уникальными аспектами профессии. Докладчиком выступила Елена Анатольевна Козлова, научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея, которая сама в прошлом работала на мостостроительном предприятии.

Елена Анатольевна рассказала об истории магнитогорского мостостроительного предприятия – одного из немногих в России, занимающегося не только строительством мостов, но и производством комплектующих, включая балки пролетного строения. Она упомянула ключевые этапы развития предприятия: 
создание предприятия Мостопоезд-416 в Ташкенте в 1942 году;

  1. восстановление железнодорожных мостов, разрушенных во время Великой Отечественной войны на территории Украины, Польши и Германии в период с 1943 по 1950 годы; 
  2. капитальное переустройство моста через реку Днепр в Днепропетровске в период с 1950 по 1955 годы;
  3. передислокация Мостопоезда на Урал в 1956 году для строительства мостов на железнодорожной линии Магнитогорск-Белорецк, обоснование в Магнитогорске с 1959 года; 
  4. строительство предприятием мостов и путепроводом на территории края, реформирование организации в Мостоотряд-105 в 1982 году; 
  5. реформирование организации в Южуралмост в конце 1990-х годов;
  6. реформирование организации в обособленное предприятие Мост в составе ООО «Урал-Сервис-Групп» в 2018 году и развитие его по настоящее время.

Главное внимание в докладе было уделено уникальному явлению – мостопоездам. Это специальные железнодорожные составы, предназначенные для транспортировки и возведения мостовых конструкций. Они включали не только инструментальные вагоны, но и жилые, так как работники перемещались вместе с семьями. Дети обучались в школах тех населенных пунктов, куда направлялся поезд. Передвижной характер организации труда способствовал формированию трудовых династий  мостовиков, дружбе членов коллектива, строгой дисциплине труда и быта – все это стало неотъемлемой частью профессиональной культуры мостостроителей. 

Проведенный семинар стал полезным для слушателей в преддверии запланированной экспедиции «Мостопоезд-416: историко-антропологические аспекты труда». Полученные знания студентам предстоит применить в научно-исследовательской работе на практике. Ознакомительный экскурс в историю магнитогорских мостостроителей придал новые краски проводимым исследованиям и показал важность сохранения знаний о малоизученных профессиях, внесших значительный вклад в историю страны.