Лилия Пантелеева приняла участие в Зимней школе по иудаике
С 30 января по 2 февраля 2025 года в рамках образовательной программы научно-гуманитарного Центра «Сэфер» прошла Зимняя школа по иудаике. Сэфер – ведущая организация, занимающаяся развитием и популяризацией иудаики в академической среде. Центр проводит школы, конференции, публикует исследовательские работы и учебные пособия, а также поддерживает научные проекты в области еврейской истории и культуры.
«Зимняя школа по иудаике-2025» собрала преподавателей, студентов, независимых исследователей и волонтеров, предложив насыщенную академическую и культурную программу. В рамках мероприятия состоялись лекции и мастер-классы, посвященные истории, культуре и философии иудаизма, а также цифровым исследованиям в этой области. Среди спикеров – историк-медиевист Владимир Петрухин, историк иудаизма Аркадий Ковельман, историк-востоковед Максим Гаммал, лингвист и библеист Михаил Селезнев, искусствовед и популяризатор искусства Оксана Санжарова и другие.
На Зимней школе выступила также заместитель главы дипломатической миссии Израиля в России Юлия Рачински-Спиваков. В своем выступлении она осветила современные вызовы, стоящие перед Израилем, включая вопросы международной дипломатии, безопасности и динамики отношений на Ближнем Востоке. Выступление вызвало интерес у участников школы, став важной частью дискуссии о современной геополитической ситуации и взаимосвязи академических исследований с актуальной международной повесткой.
Лилия Пантелеева, руководитель Зеркальной лаборатории «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» со стороны НИУ ВШЭ – Пермь
Зимняя школа по иудаике стала для меня ценным опытом, особенно в контексте изучения антропологии труда и этнически связанных профессий. В этом смысле наиболее интересными оказались лекции Максима Гаммала, посвященные трудовым предпочтениям еврейских мигрантов в США.
Гаммал подробно рассказал о двух волнах еврейской миграции в Америку и их принципиальных различиях. Первая волна – это немецкие евреи середины XIX века, которые эмигрировали преимущественно в одиночку. В Германии существовало жесткое право первородства: заводить семью мог только старший брат, поэтому младшие были вынуждены искать возможности за границей. В США они занялись коммерцией и легкой промышленностью, а некоторые достигли успеха в инвестиционном банкинге. Например, именно представители этой волны основали универмаг Macy’s (семья Штраусов). После Гражданской войны их экономическое влияние стало еще заметнее.
Вторая волна – это массовая миграция семейных групп из Восточной Европы с 1880 по 1924 год. Эти евреи работали в потогонных мастерских, продавали кошерное мясо, женщины и дети занимались производством сигар. Интересно, что ортодоксальное еврейство в США приживалось с трудом. Раввинов часто воспринимали как людей, неспособных зарабатывать деньги и вписаться в рыночную экономику.
Отдельное внимание Гаммал уделил роли евреев в становлении Голливуда и джазовой индустрии. Одна из причин их успеха – низкий порог входа в эти сферы: не требовалось значительных материальных вложений, а овладеть ремеслом можно было быстро. В этом контексте показательна судьба Ирвинга Берлина – сына восточноевропейских мигрантов, автора культовых американских песен. Когда критики пытались определить его место в истории, возникла фраза: «Он не имеет места в американской музыке – он и есть американская музыка».
Эти лекции дали мне новый взгляд на взаимосвязь трудовой деятельности, миграции и культурной идентичности. В свою очередь, в рамках Gift to Class я представила свои исследования в области антропологии труда, промысловой и промышленной культур. Поделилась с коллегами результатами в разработке автоматизированной информационной системы, аккумулирующей материалы по профессиям.
В целом, школа дала возможность не только узнать новое и поделиться опытом, но и выстроить профессиональные связи с российскими и зарубежными исследователями.