• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ – Пермь прошла I детская научно-практическая конференция по нейронаукам и когнитивным исследованиям

Конференция проходила по 2 секциям – научно-исследовательских и реферативных работ (1-11 классы) и творческих работы (4-7 лет). Все участники провели очень интересные исследования по изучению когнитивных способностей мозга и впечатлили жюри. Организаторы конференции – Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований пермского кампуса НИУ ВШЭ.

Очный этап I детской научно-практической конференции по нейронаукам и когнитивным исследованиям состоялся 9 апреля в пермском кампусе НИУ ВШЭ и объединил всех, кто интересуется исследованиями возможностей функционирования головного мозга.

В первой половине дня работы представляли младшие школьники – 1-4 классы. Так, Мария Мухина продемонстрировала различные участки мозга и рассказала, за что они отвечают. Иван Волков раскрыл особенности строения лобной доли мозга. Он привел интересные случаи из истории медицины, чтобы показать за что отвечает лобные доли.

Мария Вшивкова использовала разные техники заучивания в своей семье. Она поделилась наиболее эффективными из них и дала советы по улучшению памяти.
Дмитрий Стародумов изучил темпераменты и сильные черты характера у своих одноклассников. На основе исследования он разработал картотеку игр под каждый тип темперамента.

Дмитрий Шибаков разработал и запрограммировал собственного робота-собаку. При приближении кошки он издает громкий звук и двигается в ее сторону. А 
Михаил Девятков провел исследование поведения ос. В течение лета он наблюдал за ульем и фиксировал изменения.

Для самых молодых участников конференции старший научный сотрудник НУЛ МЭИ Софья Куликова провели интересный научно-творческий мастер-класс. 

Во второй половине дня проекты представили участники 5-8 классов и 9-11 классов. Артем Сажин на практике применил арифметический способ улучшения когнитивных функций. Он давал в течение 10 дней своим родственникам решать простые примеры, а потом фиксировал изменения в качестве памяти.

Елизавета Микерина на себе использовала бос-технологии для развития когнитивных способностей: определила слабые стороны и смогла их «подтянуть» после серии нейротренингов. В. Медко изучил как виртуальная реальность может помогать в решении различных когнитивных проблем у человека. 

Богдана Анисимова представила результаты исследования того, как хронотип может влиять на эмоциональное настроение подростков и в чем особенности когнитивных функций в этом возрасте. Галина Амелькина изучила нейронную активность головного мозга и креативность человека в зависимости от специфики его деятельности.

В состав жюри конференции вошли:

  • Ксения Соловьева, к.б.н., консультант Центра трансляционных исследований, нейровизуализации и науки о данных Университета Джорджии (США), доцент МФТИ, научный сотрудник Лаборатории функциональной нейрофизиологии Универститета 20.35;
  • Алина Миннигулова, стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Москва);
  • старший научный сотрудник НУЛ МЭИ НИУ ВШЭ – Пермь Софья Куликова

Ксения Соловьева и Алина Миннигулова прочитали также открытые лекции, посвященные исследованию различных состояний мозга (что повышает продуктивность) и тех участков, которые отвечают за нашу речь.

Победители I детской научно-практической конференции по нейронаукам

Секция научно-исследовательских и реферативных работ

Младшие школьники (1-4 класс):

1 место – Дмитрий Стародумов, Лицей № 4;

2 место – Мария Вшивкова, гимназия № 6;

3 место – Иван Волков, школа № 135.

 

Среднее школьное звено (5-8 классы):

1 место – Елизавета Микерина, школа № 77;

2 места – Артем Сажин, школа № 132.

 

Старшеклассники (9-11 классы):

1 место – Галина Амелькина, школа дизайна «Точка»;

2 место – Богдана Анисимова, школа № 12.

Секция творческих работ

1 место – Дмитрий Голованов;

2 место – Надежда Красноборова.

 

Дмитрий Стародумов, ученик 4 класса, лауреат I степени НПК

Дмитрий Стародумов, ученик 4 класса, лауреат I степени НПК

На подобной конференции я был впервые и услышал много полезной и интересной информации, которая касалась устройства мозга, связей в нем, развития и сохранения его способностей, было много сравнений устройства мозга с животными и доисторическими людьми.  

Полезно было услышать о строении мозга, его долях и откуда берутся извилины, о психологической помощи самому себе в запоминании больших объемов информации. Меня заинтересовало и выступление на тему собаки-робота. Был озвучен материал, очень актуальный на сегодняшний день, поскольку он касался рефлексов и повторяющихся действиях. 

Также я присутствовал на мастер-классе Софьи Петровны, где нас познакомили с нейронными связями, как информация поступает из органов озязания, обаняния и проч. в мозг и как быстро она там обрабатывается. Мы узнали, что такое дендрит, аксон, миелин. Порисовали иероглифы, лабиринт и рисунки по точкам.

Научная конференция мне показалась очень интересной и информативной. Для себя я почерпнул новые знания и познакомился с опытом высококвалифицированных специалистов, знающих очень много о мозге и его строении. Конференция была четко спланирована, состоялся теплый прием гостей, чувствовалась деловая уважительная атмосфера, в перерыве было чаепитие с конфетами. 

Огромное спасибо организаторам за то, что дали возможность погрузиться в научную атмосферу и привлекли детей к участию в конференции. Я предлагаю каждый год проводить подобные конференции для детей, ведь судьями из Москвы для каждого участника были предложены темы для следующих исследований.

Галина Амелькина, лауреат I степени

Галина Амелькина, лауреат I степени

Изначально я начинала свои исследования с псисхолингвистики, а затем переключилась на другие темы. Поскольку нейронауки связаны с человеком, то интересно понимать про себя немного больше. 

Я была очень приятно удивлена экспертам на конференции, это очень высокий уровень. Слушала внимательно лекции. Комментарии, которые мне дали по исследованию, очень важные и конструктивные. Спасибо Вышке за такую прекрасную конференцию!

Богдана Анисимова, лауреат II степени

Богдана Анисимова, лауреат II степени

Я давно увлекаюсь нейронауками, еще с начальной школы. Первая моя работа, во 2 классе, тоже была посвящена хронотипам. Я проводила тестирование среди своих одноклассников.

Мне все понравилось на конференции, было интересно и познавательно. В будущем я планирую связать свою профессиональную деятельность с медициной, наукой, хочу помогать людям, узнавать что-то новое. 

Софья Куликова, нейробиолог, старший научный сотрудник НУЛ МЭИ

Идея провести детскую научно-практическую конференцию по нейронаукам пришла спонтанно. Дело в том, что ежегодно во всем мире при поддержке фонда DANA проводятся научно-популярные мероприятия, посвященные изучению мозга. Я принимала участие в этих мероприятиях сначала как волонтер и лектор в 2013 и 2014 годах во Франции, а потом и как организатор научно-популярных лекций в Перми в 2016 и 2017 годах. Поэтому когда я получила письмо с приглашением поучаствовать в конкурсе грантов фонда DANA, я тут же решила подать заявку.

Однако мне захотелось рискнуть отойти от традиционного формата научно-популярных лекций и организовать конференцию для детей по примеру Детской палеонтологическая конференции, проводимой Пермским краеведческим музеем. Конечно, было много опасений. Долго была непонятна сама ситуация с грантом. Боялись, что из-за позднего объявления о конференции будет мало заявок. Понимали, что нейробиологические исследования часто требуют специализированное оборудование, и не особо надеялись увидеть исследовательские работы, ожидая в основном реферативные доклады.

Несмотря на все опасения, к нашему удивлению и огромному удовольствию, мы получили достаточное количество очень интересных и сильных заявок с собственными исследованиями как среди старшеклассников, так и среди учеников начальных классов! Даже были заявки от учащихся московских школ. Мне кажется, что наша конференция стала интересным опытом для всех. Несмотря на то, что она была «детская», всё было очень серьезно: участники готовили самые настоящие доклады, а потом защищали их, отвечая на множество вопросов жюри и аудитории. Кроме этого, у нас прошли две  открытые лекции приглашенных докладчиков: Ксении Соловьевой (TReNDS, МФТИ, Университет 20.35) и Алины Миннигуловой (Центр языка и мозга, НИУ ВШЭ), на которых участники конференции смогли узнать много новых интересных сведений в области нейронаук из самых первых рук.

Мы обязательно постараемся учесть все пожелания при организации следующей конференции и надеемся, что она привлечет в будущем ещё больше участников.