Как изучать историю, не закрывая ленту ВКонтакте
Юрий Сапрыкин — выпускник ВШЭ, один из создателей пабликов «Страдающее Средневековье» и «Личка императора». В 2016 году он стал лауреатом премии HSE Alumni Awards, получив награду в номинации «Четвертая власть» за популяризацию исторического знания в России. Сейчас он работает в проекте «1917. Свободная история», где отвечает за развитие соцсетей и разработку новых форматов. О том, как с помощью мемов можно заинтересоваться Средними веками, чем хороши образовательные паблики и почему преподавать историю как раньше уже не получится, он рассказал новостной службе ВШЭ.
Как влюбиться в историю и поступить в Вышку
До определенного момента я вообще не рассчитывал попасть в такой вуз, как Вышка. Я родом из Тульской области, поэтому думал, что нужно поступать в наш городской вуз и ни о чем не переживать. Но потом что-то меня дернуло, и я начал усердно готовиться к поступлению. Я, конечно, выбирал вузы попроще, чем Вышка или МГУ, но так получилось, что ЕГЭ я сдал очень хорошо, и подумал, что можно попробовать. Наверное, дело в удаче и в том, что я на год просто закрылся дома, никуда не выходил и занимался.
В старших классах я посмотрел все серии проекта Леонида Парфенова «Российская Империя», еще у меня был диск с историческими фильмами BBC и компьютерная программа с текстами, фотографиями и картами по истории, такой электронный учебник. Всю информацию тогда уже можно было свободно найти в интернете, но нужно было, чтобы что-то зацепило. Я очень хорошо помню, что я вообще не читал учебник, зато пересмотрел все эти фильмы и так влюбился в историю.
В тот момент мы просто развлекались и обсуждали миниатюры в духе: смотри, у него такое лицо, как будто он дома забыл утюг выключить
В Вышку я подавал документы на философский и исторический (сейчас образовательная программа «История», факультет гуманитарных наук ВШЭ — прим.). На самом деле я просто хотел получить общегуманитарное образование, а потом два года поучиться в магистратуре и заниматься журналистикой. Как раз тогда, 2011 году, в «Афише» вышло интервью с деканом истфака. После этой заметки у меня пропали сомнения, я оставил документы только на истфаке и ни капли об этом не жалею.
«Они все страдают»
Второй курс бакалавриата полностью был посвящен медиевистике. Предполагалось, что мы уже что-то знаем о средних веках, потому что их изучают в шестом классе школы, но для меня это все было в новинку. Наши потрясающие преподаватели — Михаил Анатольевич Бойцов и Олег Сергеевич Воскобойников — большие профессионалы. Большой удачей было учиться у них. На одном из занятий нам показывали средневековые миниатюры, и Михаил Анатольевич сказал: «Смотрите, они все страдают». И вся группа тут же сказала: «Страдающее Средневековье!». Это словосочетание очень запомнилось, потом оно стало названием сообщества. А в тот момент мы просто развлекались и обсуждали миниатюры в духе: смотри, у него такое лицо, как будто он дома забыл утюг выключить.
Поначалу мне все это казалось полным бредом. В сообществе «Страдающее Средневековье» было всего 25 наших одногруппников, мы публиковали для них картинки с подписями, а они смеялись над тем, что у нас так мало подписчиков. Где-то спустя полгода я по-настоящему загорелся этим, скачал себе на телефон все возможные приложения, в перерывах между парами листал твиттер зарубежных историков, брал оттуда какие-то миниатюры и практиковался. Просто подписывал все подряд и выкладывал в сообщество. А потом стал замечать, что количество участников растет.
Месяц прошел — а там тысяча человек. Я все время говорил себе: вот сейчас придет тысяча человек, и я закончу этим заниматься. Пришло две тысячи. И я подумал: все, надо это заканчивать, дальше уже, наверное, ничего не будет (сейчас в группе больше 200 тысяч подписчиков — прим.). А потом я открываю новости ВКонтакте и вижу, что в больших группах, где состоит по 5 миллионов человек, публикуют наши картинки. У меня не было никакой обиды, я просто понимал, что про нас должен кто-то рассказать. Так и произошло: один журналист написал пост в Фейсбуке, а уже вечером появились подборки на разных сайтах со ссылкой на нашу группу. Так мы стали более или менее известными.
Мем из группы «Страдающее Средневековье»
Средневековье в интернете и в книге
Сначала мы делали картинки сами, потом придумывали подписи вместе с подписчиками, а теперь все делают только подписчики. Сейчас у нас 1,5 тысячи картинок в предложенных новостях, и мы просто выбираем, что из них опубликовать.
Изначально у нас с моим однокурсником Костей Мефтахудиновым, с которым мы все придумали, была глобальная идея приводить людей в сообщество с помощью шуток и потом выступать посредниками между ними разными сайтами. Мы даже помогали раскручиваться «Арзамасу» в начале, а потом делились их курсами о Средневековье. Нас очень критиковали за то, что мы не публикуем ссылки на источники и ничего не рассказываем, но на самом деле нам просто не хватало времени. Конечно, мы знали некоторые сюжеты, но мы не были в этом экспертами. Потом все-таки мы стали что-то рассказывать, находить информацию, всем это очень понравилось. А позже мы связались с издательством АСТ и договорились, что про «Страдающее Средневековье» выйдет книжка. Она будет об образах и символах средневековых миниатюр, над которыми все смеялись два года. Нам помогает историк Михаил Майзульс, у него еще есть двое соавторов — Дильшат Харман и Сергей Зотов. Планируется, что книга выйдет в марте.
По-настоящему нашу популярность я почувствовал прошлой весной, когда «Арзамас» организовывал в Ленинке встречу «Возвращение Средневековья». Было много гостей, в качестве экспертов пригласили Олега Воскобойникова, Ольгу Тагоеву и Михаила Майзульса. Их просили высказываться, почему Средневековье стало популярным, и «Страдающее Средневековье» назвали в качестве одной из причин этой популярности.
От мема не убежишь
Мем — такая штука, которую увидишь один раз, потом второй, а потом просто не сможешь убежать. От текста можно убежать, так уж происходит, что многие пролистывают большие тексты. Мы проводили опрос в «Страдающем Средневековье», спрашивали, помог ли паблик заинтересоваться историей Средних веков. Проголосовало, по-моему, 7 тысяч человек, 5 тысяч из них сказали, что благодаря паблику они стали дальше что-то узнавать о Cредних веках.
В будущем задания так и будут формулироваться: прочитайте последние 10 постов в группе «Она развалилась» и проанализируйте их
Все эти сообщества, мемы — это просто путь в массы. Всем скучно читать учебник, это уже ни для кого не тайна. Многие не находят историю привлекательной, потому что не могут ни за что зацепиться. Если дать человеку прочитать какую-то научную статью, его это не заинтересует, но, возможно, если я буду показывать ему какие-то смешные изображения, он захочет узнать больше подробностей о том, что происходит, потому что вся компания его друзей смеется над этим. С моим другом мы еще делаем сообщество «Личка императора», и там есть какие-то шутки, которые не всем понятны. В комментарии приходит человек, спрашивает, что это значит, ему отвечают, а потом все начинают обсуждать, что это за событие. В комментариях иногда такие дискуссии разворачиваются!
Социальные сети помогают в учебе
Образование, в том числе и историческое, просто помогает тебе за что-то зацепиться и во что-то влюбиться. Я считаю, что люди, которые придумали «Она развалилась» и другие сообщества про распад СССР, делают очень важную вещь. Это не совсем корректное сравнение, но иногда такие паблики работают гораздо лучше, чем какой-то консервативный курс лекций на эту тему. Потому что все очень много времени проводят ВКонтакте, и прямо там, в ленте получают возможность смотреть документальные хроники, фотографии, прочитать отрывки из газет. Это довольно сложная работа со стороны администраторов — придумывать, как это подать и как об этом рассказывать. Так как сейчас абсолютно вся информация доступна, то задача образовательных проектов, пабликов и прочего — чем-то заинтересовать читателя.
Я надеюсь, что система образования постепенно будет меняться. Недавно я видел объявление о наборе в какую-то школу на Никольской, в тексте было про то, что с учениками надо будет рассматривать картинки и решать тесты «Арзамаса». Сразу захотелось туда устроиться. У меня вообще есть какое-то желание в будущем поработать преподавателем пару лет. Мне кажется, что я смогу найти общий язык с людьми и направить их, помочь полюбить что-то, что, возможно, они сейчас не любят, но что очень полезно и интересно.
Однажды я был на конференции, посвященной популяризации истории. Там за круглым столом собрались лучшие преподаватели, а меня позвали как администратора «Страдающего Средневековья». Слово «интернет» за все время обсуждения прозвучало всего один раз. Все очень хвалили какие-то книги 90-х годов про античность, один раз упомянули «Постнауку», а в общем было ощущение, как будто 20 лет вообще ничего не происходило, никто ничего не знает про исторические каналы на YouTube, паблики в социальных сетях, сайты. Я считаю, что одна из задач современного преподавателя — не просто советовать прочитать главу из учебника, а порекомендовать подписаться на паблики, дать ссылки на какие-то классные видеокурсы. Для этого они должны во всем хорошо ориентироваться. В будущем задания так и будут формулироваться: прочитайте последние 10 постов в группе «Она развалилась» и проанализируйте их.
Из исторической науки в исторический проект
В Вышке я писал диплом по Французской революции, но каким-то подающим надежды историком к окончанию бакалавриата я так и не стал. Никто не говорил, что у меня есть дар исследователя, но я и сам это прекрасно понимал, мне просто нравилось все это читать и смотреть.
Когда все уже знали о «Страдающем Средневековье», мне написала Тоня Самсонова, спросила, могу ли я помогать им вести группу TheQuestion ВКонтакте. Я согласился, подумал, что это хорошая подработка, и добился каких-то успехов, потому что уже знал, как общаться с аудиторией в социальных сетях. В TheQuestion я работал 24 часа в сутки: общался с партнерами, вел паблики в соцсетях, звонил экспертам и брал интервью. Это был стартап, аудитория должна была увеличиваться, и мы тогда выросли до 1,5 млн. пользователей. Я даже стал главным редактором, но в какой-то момент понял, что нужно еще многому научиться, получить новый опыт, поэтому был рад начать работу в проекте «1917. Свободная история».
Семнадцатый год
В «1917» все пришлось придумывать и делать с нуля, хотя самая главная идея о том, что это будет социальная сеть 1917 года, уже была у нашего главного редактора и создателя проекта Михаила Зыгаря изначально. Мы все вместе составляли список персонажей, придумывали, как с ними работать, где искать информацию, какие источники использовать, а какие — нет. У нас на сайте уже есть много такого, что еще никогда не было опубликовано. Мы нашли около 30 авторов — историков и журналистов — которым предстояло проработать больше 1000 героев. Они брали себе понравившихся персонажей, после этого шли в архив, в библиотеки, находили источники. Вся найденная информация собиралась в один документ: профайл и все, что герой написал в дневниках за 1917 год. Потом отдельные люди вручную переносили весь собранный контент на сайт проекта.
Администрации сайта ВКонтакте очень понравилась идея проекта. Чтобы создать профили всех героев внутри соцсети, нужно было проделать очень много механической работы, но это того стоило. Сейчас ежедневно в ленту ВК заходят 200 000 человек, листают дневники, письма и воспоминания — живые исторические источники. Кстати, любимый персонаж у участников сообщества ВКонтакте — это Рюрик Ивнев, поэт и писатель. У него оказался очень смешной дневник, и люди теперь каждый день спрашивают, когда же будут его посты. Очень советую всем с ним познакомиться.
Сейчас мы продолжаем придумывать новые форматы, скоро выйдет большой спецпроект, посвященный Февральской революции, планируется много тематических офлайн-мероприятий, среди которых выставка в Третьяковке и спектакль Кирилла Серебренникова в Гоголь центре. Сайт будет обновляться до разгона Учредительного собрания 24 января 1918. Потом проект прекращает свое существование, но я думаю, что ничего не закроется. Возможно, мы придумаем какой-то формат, в рамках которого пользователи сами смогут собирать контент на сайте.
Бойцов Михаил Анатольевич
Профессор Школы исторических наук ВШЭ
Воскобойников Олег Сергеевич
Профессор Школы исторических наук ВШЭ