• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас много сильных учителей, которые стремятся к росту профессионального мастерства»

Тезис о том, что качество преподавания определяет успех обучения, не вызывает сомнения. Но в сфере образования сложилась ситуация, когда ориентир направлен на повышение  в первую очередь педагогического мастерства учителя, а не предметной компетенции. Почти 10 лет назад Высшая школа экономики в Перми взяла на себя смелость восполнить этот пробел. Олимпиада учителей «ПРОФИ» стала уникальным конкурсом, объединившим учителей, стремящихся к самосовершенствованию. С чего все начиналось? В чем секрет популярности Олимпиады? И как она помогает менять качество образования? Об этом и многом другом мы поговорили с одним вдохновителей и инициаторов проведения Олимпиады «ПРОФИ», директором НИУ ВШЭ — Пермь Галиной Володиной.

— Галина Емельяновна, как появилась идея проведения подобного конкурса для учителей? На чей опыт Вы ориентировались?

—  Когда в России только вводился формат ЕГЭ, Пермский край стал регионом для его апробации, а Высшая школа экономики была одним из первых университетов, готовых принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний, мы задались вопросом: а смогут ли учителя подготовить школьников к экзамену в таком формате? И мы попробовали с учителями прорешать задания ЕГЭ по математике. Скажу честно, результаты оказались плачевными. Стало ясно, что ситуацию необходимо менять, ведь невозможно научить тому, чего не знаешь или не умеешь сам. Именно тогда мы решили организовать состязания, направленные на выявление уровня предметной компетенции учителей, чтобы понять, насколько глубоко сам учитель знает свой предмет. Олимпиада для учителей! Почему нет? Конечно, это была задача, которую никто и никогда перед собой не ставил. Конкурсы профессионального мастерства в основном оценивают степень владения педагогическими методиками, как такового квалификационного экзамена не существовало и не существует.

— Как отнеслись к подобной инициативе учителя? Ведь это непросто — рискнуть и сравнить свой уровень знаний по предмету с коллегами…

— Было тяжело побудить учителей, профессиональные компетенции которых никто раньше не проверял, «разоблачиться» перед собой и перед другими. Поэтому мы сразу обозначили, что все задания Олимпиады будут выполняться анонимно. Так получилось снять главные страхи. Первую Олимпиаду «ПРОФИ» мы провели в январе 2008 года среди школ Университетского округа Высшей школы экономики. Опыт нашего успешного сотрудничества и доверие педагогов школ – партнеров позволили привлечь достаточное количество участников.

Это говорит о том, что у нас много сильных учителей, которые стремятся к росту профессионального мастерства.

Володина Галина Емельяновна
Директор Пермского кампуса ВШЭ

Я помню ту бурю эмоций: как учителя писали, как волновались, как обсуждали решения заданий в столовой. Это был такой драйв! Когда мы уже через час после сдачи работ собрали всех для оглашения итогов Олимпиады, позитивные эмоции зашкаливали. Мы, кстати, до конца сохранили анонимность участия, открыв только имена победителей.

 
—  Каковы, на Ваш взгляд, стимулы для участия в Олимпиаде?

— Мы сразу решили, что не станем ограничиваться только выполнением тестовых заданий. С самой первой Олимпиады мы проводим полный и детальный разбор всех задач. Это практически мастер-классы от лучших преподавателей Вышки.  Мы выкладываем задания на сайте, чтобы они были доступны для всех участников Олимпиады, а не только для тех, кто прошел в очный тур. Педагог в режиме онлайн может получить варианты заданий предыдущих олимпиад и консультации наших преподавателей. Тесты составлены с учетом традиций российского образования, реалий современного образовательного процесса и особенностей содержания и реализации ФГОС.

Кроме того, участие в Олимпиаде помогает учителю повысить квалификационную категорию: Министерство образования и науки Пермского края учитывает рекомендации Оргкомитета Олимпиады. Разумеется, победителей мы поощряем ценными призами.

Но самое главное, мне кажется, это возможность объективной диагностики знаний, возможность честно признаться себе в своих проблемах и, что очень важно, получить реальную помощь в их решении.

— Как удалось выйти на всероссийский и международный уровень?

— Олимпиада развивается 8 лет, де-факто она стала международной уже 2 года назад.  Сначала в число участников вошли учителя из Армении. Мы приезжали к ним для проведения очного тура Олимпиады. Отзывы были самыми позитивными, а учитель математики из Еревана Никита Погосян показал наилучший результат по своему предмету. Так мы запустили цепную реакцию: к Олимпиаде подключились и другие страны СНГ. Теперь планируем поехать в США, поскольку есть серьезный интерес к Олимпиаде по математике в школьном округе Техаса.

Но де-юре Олимпиада не была даже всероссийской, хотя в прошлом году объединила 8 тысяч человек из 78 регионов России! Это говорит о том, что у нас много сильных учителей, которые стремятся к росту профессионального мастерства.

И вот наша заслуженная победа: с 2016 года Олимпиада официально стала всероссийской и проходит под эгидой Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Пермского края и НИУ ВШЭ — Пермь. И это только начало!

— В чем, как Вы думаете, главный секрет успеха Олимпиады?

— Конфиденциальность информации об участниках, уникальные тестовые задания, быстрая обработка результатов и их полный анализ – вот, на мой взгляд, те составляющие, которые и делают Олимпиаду привлекательной для большого количества учителей. И, понимаете, это не просто конкурс, это действительно уникальная возможность повысить уровень предметной компетенции.

— Каковы результаты и положительные эффекты Олимпиады за 8 лет? Изменила ли она качество образования в Пермском крае?

— Для органов управления системой образования на местном и региональном уровнях Олимпиада «ПРОФИ» дает возможность дифференцированно подойти к повышению квалификации каждого педагога. За 8 лет в Олимпиаде приняли участие более 24 тысяч педагогов. Это огромная информационная база данных результатов независимой диагностики предметных знаний учителей.

Уверена, вместе мы сможем показать, что учитель сегодня – это профессионал, постоянно развивающийся и ведущий за собой.

Володина Галина Емельяновна
Директор Пермского кампуса ВШЭ

 

По результатам каждой Олимпиады мы представляем в Министерство образования и науки Пермского края аналитические справки. Например, по результатам Олимпиады 2011 года 200 учителей английского языка обучались по программам CELTA (Certificate in English Language teaching to Adults), сертификация которых ведется от имени Cambridge ESOL специально приглашенными преподавателями из Великобритании.

Формируются устойчивые предметные сообщества учителей-участников. Появляются учителя – эксперты, задействованные в разработке и экспертизе Олимпиадных заданий, учителя – мультипликаторы. Все это, несомненно, повышает эффективность работы наших педагогов и наилучшим образом отражается на результатах их учеников.

— Какие новшества у Олимпиады в этом году? В каком направлении она развивается?

— Самое главное, конечно, это официальная поддержка Олимпиады Министерством образования и науки РФ. В этом году Министерство учредило дополнительный призовой фонд в размере 200 тысяч рублей. Нам также удалось увеличить количество площадок для проведения очного тура с 3 до 13. Кроме того, в этом году мы запускаем серию бесплатных вебинаров, которые позволят участникам эффективно подготовиться к Олимпиаде. 

Я желаю успеха всем нашим участникам! Благодарю вас за доверие, за готовность к сотрудничеству! Уверена, вместе мы сможем показать, что учитель сегодня – это профессионал, постоянно развивающийся и ведущий за собой. Будем примером для наших учеников и дадим им еще один повод гордиться нами! Удачи!