We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Safe Living Basics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Department of Physical Training
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» способствуют формированию у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, учитывая особенности их проявления в России и Пермском крае; понятий о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны: Знать: • условия проживания в системе «человек - среда обитания»; • нормативные, правовые и организационные положения Федеральных законов и постановлений Правительства РФ по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей; • общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного времени и их последствиях; • причины возникновения техногенных, природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций, влияние на организм человека неблагоприятных факторов производственной и жилой среды; • основы организации и осуществления мероприятий по защите сотрудников учреждений, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; • порядок подготовки персонала предприятия в области предупреждения влияния неблагоприятных факторов среды обитания и защиты от их проявления; • понятие психологическая безопасность, основные понятия психологии стресса, способы регуляции и саморегуляции стрессовых состояний; • особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, возможности, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации; • особенности работы в локальной компьютерной сети НИУ ВШЭ – Пермь, библиотеки НИУ ВШЭ – Пермь, информационную образовательную среду НИУ ВШЭ (LMS). • Уметь: • применять на практике положения руководящих документов в области защиты от чрезвычайных ситуаций; • осуществлять мероприятия по выявлению и недопущению негативного влияния некоторых факторов среды обитания на жизнь и здоровье персонала предприятия, а при их возникновении – по защите людей и ликвидации последствий; • применять средства индивидуальной и коллективной защиты; • обеспечивать меры безопасности работников объектов при выполнении ими функциональных обязанностей; • организовывать и проводить, при необходимости, занятия с работниками организаций и с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; • качественно выполнять учебные и профессиональные задачи, используя знания в области психологии стресса и саморегуляции; • применять на практике основные положения по организации учебного процесса НИУ ВШЭ. Иметь навыки (приобрести опыт): • практического использования средств индивидуальной защиты; • организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • регуляции и саморегуляции стрессовых состояний;
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: • формирование у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, возможностях их возникновения (учитывая особенности проявления в России и Пермском крае); о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; • формирование у студентов навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания; • знакомство студентов 1 курса с особенностями организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, формирование представления о возможностях, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации В области воспитания личности целью изучения данной дисциплины является – формирование необходимых выпускнику социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности.
  • Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: • формирование у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, возможностях их возникновения (учитывая особенности проявления в России и Пермском крае); о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; • формирование у студентов навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания; • знакомство студентов 1 курса с особенностями организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, формирование представления о возможностях, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации В области воспитания личности целью изучения данной дисциплины является – формирование необходимых выпускнику социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности. Уметь поддерживать безопасные условия жизнедеятельности в том числе и при возникновении чрезвычайных ситуаций, Следовать установленным правилам поведения в случае ЧС.
  • В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент: способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций; владеет основами современной информационной и библиографической культуры; способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности; способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности;
  • Достичь умения поддерживать безопасные условия жизнедеятельности в социальной среде и в вузе, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с основными общественными организациями вуза, особенностями корпоративного взаимодействия
  • Готов использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
  • Готов пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
  • Готов создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Знает и умеет пользоваться информационными ресурсами НИУ ВШЭ
  • Знает основные положения руководящих документов, регламентирующих учебный процесс в вузе
  • Знает основные правила поведения в социальной среде
  • Знает основные правила поведения студента в стенах НИУ ВШЭ Пермь
  • Знает основные правила поведения студента в стенах НИУ ВШЭ Пермь
  • Планирует жизнедеятельность в городе с учетом требований защиты труда и правил безопасности в транспорте и общественных пространствах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Безопасность студента в мегаполисе
  • Раздел 2.Информационная среда НИУ ВШЭ
  • Раздел 3.Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ
  • Раздел 4.Правила выживания в университете, как сложной системе
  • Раздел 5. Корпоративная культура. Волонтёрство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий экзамен
    Экзамен проводится в виде теста в ходе сессии онлайн.
  • блокирующий Безопасность жизнедеятельности ( он- лайн курс)
    Экзамен в виде теста проводится по завершению курса в период сессии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.4 * Безопасность жизнедеятельности ( он- лайн курс) + 0.6 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов, Сергеев, В.С., 2018
  • Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Н. Коханов, Л.Д. Емельянова, П.А. Некрасов. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006522-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/395770

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / А. И. Сидоров, В. Г. Зеленкин, А. Л. Бабаян [и др.] ; под ред. А. И. Сидорова. — Москва : КноРус, 2017. — 610 с. — ISBN 978-5-406-05571-7-B-2016. — URL: https://book.ru/book/920822 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Каракеян, В. И.  Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для вузов / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 313 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05849-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431714 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Грабарь Вадим Валерьевич
  • Барклянская Надежда Владимировна
  • Лобанов Сергей Васильевич