• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

38.03.01 Economics

38.03.02 Management

Approved by
ПРОТОКОЛ заседания ученого совета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) от 27.10.2021 № 12
HSE University Educational Standard
Last Update
22.08.2025
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 года

Full-time, 240 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2025/2026 Academic year

Business Analytics

Track Supervisor: Naidenova, Iuliia N.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Description of the professional field:

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

ПК-1 Критическое и аналитическое мышление - способен выявлять релевантную и достоверную информацию для поддержки принятия решений

ПК-2 Оптимальность, рациональность, способность принимать решения - способен применять научные инструменты, необходимые для решения исследовательских и прикладных задач

ПК-3 Прогнозирование, работа с неопределенностью, сценарное мышление - способен прогнозировать потенциальные результаты своих действий для принятия оптимальных решений в условиях неопределенности

ПК-4 Аргументация и принятие решений на основе данных - способен четко формулировать и убедительно обосновывать управленческие решения

ПК-5 Исследовательское мышление и творчество - способен применять свои знания и понимание науки для получения новых знаний

ПК-6 Этический интеллект и устойчивое развитие - способен придерживаться высоких стандартов этического и профессионального поведения

ПК-7 Вовлеченность, коммуникация и работа в команде - демонстрирует широкий спектр общих навыков, необходимых для эффективной работы в команде

ПК-8 Понимание отраслевого ландшафта - понимает текущее состояние отрасли, например, ключевых игроков, тенденции рынка, факторы успеха, риски

ПК-9 Приобретение знаний о профессии - обладает навыками и знаниями, необходимыми для выбранной профессии

ПК-10 Освоение инструментов, применяемых в профессии - способен творчески подходить к использованию новых и существующих технологий для промышленного и исследовательского применения

Description of educational modules:
Этот трек позволяет студентам развивать управленческие и профессиональные навыки, необходимые для принятия решений, основанного на данных, и тщательного планирования для достижения бизнес-целей. В дополнение к межличностным навыкам выпускники развивают компетенции, связанные с аналитикой процессов, аналитикой данных, управлением данными и т. д.

Product Management and Marketing

Track Supervisor: Artemyev, Dmitry G.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Description of the professional field:

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

ПК-1 Критическое и аналитическое мышление - способен выявлять релевантную и достоверную информацию для поддержки принятия решений
ПК-2 Оптимальность, рациональность, способность принимать решения - способен применять научные инструменты, необходимые для решения исследовательских и прикладных задач
ПК-3 Прогнозирование, работа с неопределенностью, сценарное мышление - способен прогнозировать потенциальные результаты своих действий для принятия оптимальных решений в условиях неопределенности
ПК-4 Аргументация и принятие решений на основе данных - способен четко формулировать и убедительно обосновывать управленческие решения
ПК-5 Исследовательское мышление и творчество - способен применять свои знания и понимание науки для получения новых знаний
ПК-6 Этический интеллект и устойчивое развитие - способен придерживаться высоких стандартов этического и профессионального поведения
ПК-7 Вовлеченность, коммуникация и работа в команде - демонстрирует широкий спектр общих навыков, необходимых для эффективной работы в команде
ПК-8 Понимание отраслевого ландшафта - понимает текущее состояние отрасли, например, ключевых игроков, тенденции рынка, факторы успеха, риски
ПК-9 Приобретение знаний о профессии - обладает навыками и знаниями, необходимыми для выбранной профессии
ПК-10 Освоение инструментов, применяемых в профессии - способен творчески подходить к использованию новых и существующих технологий для промышленного и исследовательского применения

Характеристика образовательных модулей:

Идея трека заключается в развитии необходимых профессиональных и бизнес-компетенций в области маркетинга и управления продуктами, взаимодействие в команде, soft skills, предпринимательские компетенции, стратегическое мышление, трек предполагает освоение инструментов рыночной аналитиики, создания и выведения на рынок новых цифровых и физических продуктов. 

Business Process Management

Track Supervisor: Artemyev, Dmitry G.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Description of the professional field:

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

ПК-1 Критическое и аналитическое мышление - способен выявлять релевантную и достоверную информацию для поддержки принятия решений
ПК-2 Оптимальность, рациональность, способность принимать решения - способен применять научные инструменты, необходимые для решения исследовательских и прикладных задач
ПК-3 Прогнозирование, работа с неопределенностью, сценарное мышление - способен прогнозировать потенциальные результаты своих действий для принятия оптимальных решений в условиях неопределенности
ПК-4 Аргументация и принятие решений на основе данных - способен четко формулировать и убедительно обосновывать управленческие решения
ПК-5 Исследовательское мышление и творчество - способен применять свои знания и понимание науки для получения новых знаний
ПК-6 Этический интеллект и устойчивое развитие - способен придерживаться высоких стандартов этического и профессионального поведения
ПК-7 Вовлеченность, коммуникация и работа в команде - демонстрирует широкий спектр общих навыков, необходимых для эффективной работы в команде
ПК-8 Понимание отраслевого ландшафта - понимает текущее состояние отрасли, например, ключевых игроков, тенденции рынка, факторы успеха, риски
ПК-9 Приобретение знаний о профессии - обладает навыками и знаниями, необходимыми для выбранной профессии
ПК-10 Освоение инструментов, применяемых в профессии - способен творчески подходить к использованию новых и существующих технологий для промышленного и исследовательского применения

 

Description of educational modules:
Идея трека заключается в развитии необходимых профессиональных и бизнес-компетенций, таких моделирование, анализ и оптимизация бизнес-процессов, повышение операционной эффективности и внедрение изменений, направленных на развитие компании.  

HR Management and Personnel Economics

Track Supervisor: Isopeskul, Olga
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Description of the professional field:

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
ПК-1 Критическое и аналитическое мышление - способен выявлять релевантную и достоверную информацию для поддержки принятия решений
ПК-2 Оптимальность, рациональность, способность принимать решения - способен применять научные инструменты, необходимые для решения исследовательских и прикладных задач
ПК-3 Прогнозирование, работа с неопределенностью, сценарное мышление - способен прогнозировать потенциальные результаты своих действий для принятия оптимальных решений в условиях неопределенности
ПК-4 Аргументация и принятие решений на основе данных - способен четко формулировать и убедительно обосновывать управленческие решения
ПК-5 Исследовательское мышление и творчество - способен применять свои знания и понимание науки для получения новых знаний
ПК-6 Этический интеллект и устойчивое развитие - способен придерживаться высоких стандартов этического и профессионального поведения
ПК-7 Вовлеченность, коммуникация и работа в команде - демонстрирует широкий спектр общих навыков, необходимых для эффективной работы в команде
ПК-8 Понимание отраслевого ландшафта - понимает текущее состояние отрасли, например, ключевых игроков, тенденции рынка, факторы успеха, риски
ПК-9 Приобретение знаний о профессии - обладает навыками и знаниями, необходимыми для выбранной профессии
ПК-10 Освоение инструментов, применяемых в профессии - способен творчески подходить к использованию новых и существующих технологий для промышленного и исследовательского применения

 

Description of educational modules:
Идея трека заключается в развитии необходимых профессиональных и бизнес-компетенций, таких как навыки поиска, отбора, оценки, мотивации персонала, взаимодействие в команде, упрпвление изменениями и внедрение современных инструментов в HR-политику компании. 

Financial Analytics and Investment Management

Track Supervisor: Belykh, Svetlana A.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Description of the professional field:

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

ПК-1 Критическое и аналитическое мышление - способен выявлять релевантную и достоверную информацию для поддержки принятия решений
ПК-2 Оптимальность, рациональность, способность принимать решения - способен применять научные инструменты, необходимые для решения исследовательских и прикладных задач
ПК-3 Прогнозирование, работа с неопределенностью, сценарное мышление - способен прогнозировать потенциальные результаты своих действий для принятия оптимальных решений в условиях неопределенности
ПК-4 Аргументация и принятие решений на основе данных - способен четко формулировать и убедительно обосновывать управленческие решения
ПК-5 Исследовательское мышление и творчество - способен применять свои знания и понимание науки для получения новых знаний
ПК-6 Этический интеллект и устойчивое развитие - способен придерживаться высоких стандартов этического и профессионального поведения
ПК-7 Вовлеченность, коммуникация и работа в команде - демонстрирует широкий спектр общих навыков, необходимых для эффективной работы в команде
ПК-8 Понимание отраслевого ландшафта - понимает текущее состояние отрасли, например, ключевых игроков, тенденции рынка, факторы успеха, риски
ПК-9 Приобретение знаний о профессии - обладает навыками и знаниями, необходимыми для выбранной профессии
ПК-10 Освоение инструментов, применяемых в профессии - способен творчески подходить к использованию новых и существующих технологий для промышленного и исследовательского применения

Характеристика образовательных модулей:

Студенты, обучающиеся на данной траектории получат знания и умения в области корпоративных финансов, формирования и проверки достоверности финансовых данных, бюджетирования, оценки инвестиционных проектов и др. вопросов управления финансами компании Применение инструментов анализа данных к решению финансовых вопросов, а также глубокое понимание предметной области позволит выпускникам трудоустраиваться на позиции финансовых аналитиков, финансовых менеджеров, специалистов в области управленческого учета и анализа, внешних и внутренних аудиторов, инвестиционных консультантов и др.

2024/2025 Academic year

Business Analytics

Track Supervisor: Naidenova, Iuliia N.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Product Management and Marketing

Track Supervisor: Artemyev, Dmitry G.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Business Process Management

Track Supervisor: Artemyev, Dmitry G.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

HR Management and Personnel Economics

Track Supervisor: Isopeskul, Olga
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Financial Analytics and Investment Management

Track Supervisor: Belykh, Svetlana A.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

2023/2024 Academic year

Business Analytics

Track Supervisor: Naidenova, Iuliia N.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Product Management and Marketing

Track Supervisor: Artemyev, Dmitry G.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Business Process Management

Track Supervisor: Artemyev, Dmitry G.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Financial Management

Track Supervisor: Belykh, Svetlana A.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Financial Analytics and Investment Management

Track Supervisor: Belykh, Svetlana A.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

2022/2023 Academic year

Business Analytics

Track Supervisor: Naidenova, Iuliia N.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Product Management and Marketing

Track Supervisor: Artemyev, Dmitry G.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Business Process Management

Track Supervisor: Artemyev, Dmitry G.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

HR Management and Personnel Economics

Track Supervisor: Isopeskul, Olga
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Financial Analytics and Investment Management

Track Supervisor: Belykh, Svetlana A.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Competitive Advantages

 - Модель «2+2». Даёт возможность абитуриенту не делать выбор направления сразу после школы, а создает основу для принятия осознанного решения уже после 2 лет обучения.​

 - Профессиональные треки и отраслевые модули. Позволяют студентам выбрать направление для развития и развивать компетенции в контексте четких профессий.

 - Бизнес-партнеры. Сотрудничество с компаниями партнерами обеспечивает соответствие содержания образовательной программы современным трендам и требованиям рынка труда.

Выпускники трудоустраиваются на управленческие и аналитические позиции в такие компании как: Ozon, Лента, Яндекс, Сбер, ВТБ, Лаб Индастриз,  Лукойл, Сибур, Уралхим, Деловые решения и технологии, Лемана Про, Технологии доверия, KEPT и др.

 - Возможность получить диплом по одному или двум направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (Double major). После 2 курса студентам предоставляется возможность выбрать специализацию с одной или двумя квалификациями.

 - Международная программа – международный опыт:

Международная среда и контекст: иностранные студенты, глобальные компании-партнеры, международные научные и бизнес-мероприятия, глобальные стаднадрты ведения бизнеса, современные инструменты управления и аналитики, признанные во всем мире. 

Программы международной мобильности. Студентам предоставляется возможность обучения не менее одного семестра в зарубежных вузах-партнёрах.

 - Проектная деятельность и долгосрочная практика на  3 и 4 курсе. Дает возможность нашим студентам еще во время обучения получить профессиональный опыт, участвуя в реальных бизнес-проектах для компаний-заказчиков.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

ПК-1 Критическое и аналитическое мышление - способен выявлять релевантную и достоверную информацию для поддержки принятия решений

ПК-2 Оптимальность, рациональность, способность принимать решения - способен применять научные инструменты, необходимые для решения исследовательских и прикладных задач

ПК-3 Прогнозирование, работа с неопределенностью, сценарное мышление - способен прогнозировать потенциальные результаты своих действий для принятия оптимальных решений в условиях неопределенности

ПК-4 Аргументация и принятие решений на основе данных - способен четко формулировать и убедительно обосновывать управленческие решения

ПК-5 Исследовательское мышление и творчество - способен применять свои знания и понимание науки для получения новых знаний

ПК-6 Этический интеллект и устойчивое развитие - способен придерживаться высоких стандартов этического и профессионального поведения

ПК-7 Вовлеченность, коммуникация и работа в команде - демонстрирует широкий спектр общих навыков, необходимых для эффективной работы в команде

ПК-8 Понимание отраслевого ландшафта - понимает текущее состояние отрасли, например, ключевых игроков, тенденции рынка, факторы успеха, риски

ПК-9 Приобретение знаний о профессии - обладает навыками и знаниями, необходимыми для выбранной профессии

ПК-10 Освоение инструментов, применяемых в профессии - способен творчески подходить к использованию новых и существующих технологий для промышленного и исследовательского применения

Programme Modules

Модуль

Минимальный объем (кредит)

Характеристика
модуля

  1. Major

 

 

Базовый профессиональный (Major)

90

Обязательные дисциплины:

Микроэкономика I

Основы макроэкономики

Бизнес-статистика

Этика бизнеса и устойчивое развитие

Организационное поведение

Маркетинг

Основы эконометрики

Математический анализ 1 и 2 

Линейная алгебра

Теория вероятностей и математическая статистика

Управление человеческими ресурсами

Предпринимательство

Бухгалтерский учет

Финансовый менеджмент

Стратегический менеджмент

Микроэкономика II

Управление проектами

Принятие управленческих решений

Основы менеджмента

Дополнение профессионального модуля (Major доп.)

89

Научно-исследовательский семинар "Подготовка курсовой работы"

Научно-исследовательский семинар "Научно-исследовательский проект"

Дисциплины по выбору

Специализации:

- Бизнес-аналитика
- Продуктовый менеджмент и маркетинг
- Управление бизнес-процессами
- Управление и экономика персонала в организациях
- Финансовая аналитика и инвестиционный менеджмент
  1. Практика

30

 

Профессиональная

8

Производственная практика - 4 кредита;

Преддипломная практика - 4 кредита.

Проектная

8

Проекты

Научно-исследовательская

8

Курсовая работа

 

6

Подготовка ВКР

  1.  ДОЦ

 

14

Безопасность жизнедеятельности - 1 кредит;

Физическая культура - 1 кредит;

Основы российской государственности - 2 кредита;

История России - 4 кредита;

Дисциплина по выбору из пула дисциплин общего цикла – 3 кредита;

Правовая грамотность – 3 кредита.

     4. Английский язык

1

Внутренний экзамен по английскому языку;

Независимый экзамен по английскому языку;

Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР.

Английский язык

    5. Data Culture

13

Цифровая грамотность

Python для анализа данных

Анализ данных в бизнесе

     6. ГИА

3

Защита ВКР

Information Circle
Information about choosing tracks / Selection (Assignment) of Tracks/Specializations

Профессиональные траектории для студентов набора 2022 года:

- Бизнес-аналитика
- Продуктовый менеджмент и маркетинг
- Управление бизнес-процессами
- Финансовая аналитика и инвестиционный менеджмент
 
Профессиональные траектории для студентов набора 2023 года:
- Бизнес-аналитика
- Продуктовый менеджмент и маркетинг
- Управление бизнес-процессами
- Управление финансами
- Финансовая аналитика и инвестиционный менеджмент
 

Профессиональные траектории для студентов набора 2024 года:

- Бизнес-аналитика
- Продуктовый менеджмент и маркетинг
- Управление бизнес-процессами
- Управление и экономика персонала в организациях
- Финансовая аналитика и инвестиционный менеджмент
 

Профессиональные траектории для студентов набора 2025 года:

- Бизнес-аналитика
- Продуктовый менеджмент и маркетинг
- Управление бизнес-процессами
- Управление и экономика персонала в организациях
- Финансовая аналитика и инвестиционный менеджмент
Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'International Program in Business and Economics'

Go to Programme Contents and Structure