We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Organizational Behavior

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors


Koshcheev, Dmitry

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ориентирована на формирование у студентов навыков реализации конструктивного и эффективного организационного поведение через понимание особенностей групповой, индивидуальной работы, специфики организации как социально-культурного феномена, освоение системы базовых понятий, изучение методов и приёмов лидерства и управления как деятельностью предприятия, так и персоналом. Полученные при прохождении курса знания студенты могут использовать в рамках практической деятельности на управленческих позициях среднего, начального и высшего звена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов системного видения о законах и закономерностях функционирования и развития организаций, процессах их трансформации, а также формирование всестороннего представления об особенностях управленческой деятельности. Настоящая дисциплина относится к Профессиональному циклу (Major). Пререквизитов нет. Формат изучения дисциплины: без использования онлайн-курса.
  • Подготовка студентов к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в области управления как исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате изучения темы, студенты должны понимать динамику групповых процессов и наиболее эффективную ролевую модель на каждом этапе группового строительства, а также базовые характеристики группового взаимодействия
  • В результате изучения этой темы студент должен знать элементы дисциплины "Организационное поведение", типы поведения людей в организации, стереотипы "человека работающего" и сегменты организационного поведения, а также современные тенденции в экосреде организации
  • Студент должен хорошо ориентироваться в особенностях моделей организационного поведения, четко видеть разницу поведения управляемого и управляющего персонала в каждой из них
  • Студенты должны знать теоретические основы поведения людей в организации, ориентироваться в типологии Майерс-Бригс, базовых психологических состояниях и ценностно-установочной структуре личности
  • Студенты должны знать алгоритм осуществления организационных изменений, понимать источники сопротивления изменениям и методы их преодоления. Студенты должны ориентироваться в стадиях организационного развития и кризисов, связанных с ним
  • Студенты должны знать разницу между мотивацией и стимулированием, ориентироваться в мотивационных классах, типах и понимать особенности стратегии формирования системы вознаграждения при доминировании определенного мотивационного профиля
  • Студенты должны знать типы коммуникаций, понимать особенности восходящих, нисходящих и горизонтальных коммуникаций, ориентироваться в барьерах и уметь применять приёмы для их преодоления
  • Студенты должны иметь представление о феномене организационной культуры, понимать ее значимость для эффективной деятельности предприятия, знать ее структуру, типы и классификацию. Студенты должны понимать особенность управления данным организационным конструктом. Обучающиеся должны видеть взаимосвязь национальной и корпоративной культуры, знать типологию национальных культур Г. Ховстеде
  • Студенты должны ориентироваться в особенностях научающихся организаций, понимать их отличие от других типов организаций, знать характерные черты организационных процессов, проходящих в данного типа организациях
  • Студенты должны понимать источники власти и процессы ее реализации, идентифицировать процессы политического поведения руководителей и персонала, типы управления, а также понимать и уметь применять правила иерархии в организации. Студенты должны знать стадии приятия управленческих решений, этапы, модели и типы контроля реализации управленческих решений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия и категории организационного поведения
  • Модели организационного поведения
  • Личность в организации
  • Группы в организации
  • Лидерство и руководство в организации
  • Индивидуальное и организационное научение
  • Организационная культура
  • Мотивация и стимулирование персонала
  • Коммуникации в организации
  • Управление изменением и развитие организации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по темам, вынесенным на самостоятельное изучение
    Письменный тест со множественным выбором по темам, вынесенным на самостоятельное изучение. Время выполнения – 20 минут
  • блокирующий Экзаменационный тест
    Экзаменационный тест состоит из 15 вопросов разного формата: тестов с одним и множественным выбором, бинарных тестов, вопросов на связи, содержательных таблиц, определений и визуализации явлений, а также заданий других видов. Время выполнения теста - 35 минут
  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе "Типология сотрудников в организации"\Фильм по любой из тем курса
    Данная контрольная точка предусматривает как индивидуальную работ (эссе), так и групповую деятельность - создание фильма. В рамках эссе студент должен разработать собственную типологию сотрудников организации на основе самостоятельно идентифицированных критериев. Фильм снимается на любую из тем (подтем, проблем) курса. Оценка за групповую работу одинакова для всех членов этой группы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Аудиторная работа на семинарах + 0.2 * Тест по темам, вынесенным на самостоятельное изучение + 0.4 * Экзаменационный тест + 0.2 * Эссе "Типология сотрудников в организации"\Фильм по любой из тем курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в организационное поведение и организационное моделирование : учеб. пособие, Кочеткова А.И., Академия нар. хоз-ва, 2011
  • Менеджмент: организационное поведение : учеб. пособие, Молл Е.Г., 2000
  • Организационное поведение : конспект лекций, Спивак В.А., 2011
  • Организационное поведение : учебник : пер. с англ., Лютенс Ф., 1999
  • Организационное поведение : учебник, Резник С.Д., 2009
  • Организационное поведение : учебник, Шермерорн Дж., Хант Дж., 2004
  • Организационное поведение и организационное моделирование. Ч.1: Основы, сущность и модели : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Кочеткова А.И., Кочетков П.Н., 2017
  • Организационное поведение и организационное моделирование. Ч.2: Психологические механизмы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Кочеткова А.И., Кочетков П.Н., 2017
  • Организационное поведение и организационное моделирование. Ч.3: Комплексные методы адаптивного организационного поведения : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Кочеткова А.И., Кочетков П.Н., 2017
  • Организационное поведение и управление персоналом : учеб. пособие, Спивак В.А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Деловая коммуникация в профессиональной деятельности : учеб. пособие, Панфилова А.Н., 2001
  • Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для бакалавров, Спивак В.А., Санкт-Петерб. гос. эконом. ун-т (СПбГЭУ), 2014
  • Команда победителей. Лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона, Биркиншоу Дж., Крейнер С., 2005
  • Креативность. Коммуникация и культурные ценности, Негус К., Пиккеринг М., 2011
  • Лидерство : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Селезнева Е.В., Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ(РАНХиГС), 2017
  • Лидерство без границ : пер. с англ., Хесселбейн Ф., Голдсмит М., 2001
  • Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века : пер. с англ., Коттер Д.П., 2004
  • Лидерство. Практикум : учеб. пособие для академич. бакалавриата, Спивак В.А., Санкт-Петерб. гос. эконом. ун-т (СПбГЭУ), 2017
  • Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учеб. пособие, Таратухина, Ю.В., Цыганова, Л.А., 2012
  • Модульная программа для менеджеров. Модуль 9: Лидерство и практические навыки менеджера, Филонович С.Р., 2000
  • Мотивация и личность : пер. с англ., Маслоу А., 2012
  • Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Лобанова Т.Н., НИУ ВШЭ, 2017
  • Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г., 2016
  • Мотивация на 100%. А где же у него кнопка?, Иванова С.В., 2005
  • Мотивация поведения : биологические, когнитивные и социальные аспекты, Фрэнкин Р., 2003
  • Мотивация, стимулирование и оплата труда : учеб. пособие, Герчиков В.И., НИУ ВШЭ, 2004
  • Организационная коммуникация. Структуры и практики : пер. с англ., Мюллер А., Кизер А., 2005
  • Организационная культура и лидерство : учебник : пер. с англ., Шейн Э.Х., 2013
  • Организационная культура и лидерство : учебник, Шейн Э.Х., Ковалева Т.Ю., 2012
  • Организационная культура компании : учеб. пособие, Соломанидина Т.О., 2013
  • Организационное поведение : от теории к практике, Гринберг Д., Бэйрон Р., 2004
  • Организационное поведение : учеб. пособие, Смирнова В.Г., 2007
  • Организационное поведение : учебник, Оксинойд К.Э., 2017
  • Организационное поведение. Новые направления теории : учеб. пособие, Петросян Д.С., Фаткина Н.Л., 2016
  • Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте : пер. с англ., Ньюстром Дж.В., Дэвис К., 2000
  • Организационное поведение. Практикум. : учеб. пособие, Латфуллин Г.Р., 2006
  • Организационное развитие : теория и практика, Щербина В.В., Попова Е.П., 2011
  • Секреты мотивации, или Мотивация без секретов, Магура М.И., Курбатова М.Б., 2007
  • Социальная психология группы. Процессы, решения, действия : пер. с англ., Бэрон Р., Керр Н., 2003
  • Социальная психология малой группы : учеб. пособие, Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 2001
  • Социология управления : от группы к команде : учеб. пособие, Галкина Т.П., 2004
  • Теории личности : пер. с англ., Холл К.С., Линдсей Г., 2000
  • Управление организационной культурой предприятия : монография, Исопескуль О.Ю., 2012
  • Управленческие дискурсы организационной культуры : монография, Исопескуль О.Ю., НИУ ВШЭ-Пермь, 2014
  • Язык и межкультурная коммуникация, Тер-Минасова С.Г., 2000

Авторы

  • Исопескуль Ольга Юрьевна