We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Belinskaya, Anastasia


Vasilyeva, Elena N.


Кириллов Богдан Валерьевич


Koryagina, Natalya A.


Кривых Полина Олеговна


Курагина Мария Федоровна


Lvova, Elena

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение части лекционных тем курса в онлайн формате. Основными элементами контроля являются контрольная работа по материалам очных занятий и онлайн лекций, домашнее задание (преподаватели могут выбирать формат домашнего задания, исходя из соображений повышения качества усвоения материала студентами образовательной программы), а также экзамен (письменный тест). Аудиторные занятия и элементы контроля проводятся в онлайн- или оффлайн формате в зависимости от эпидемиологической ситуации. Преподаватели, читающие лекции и ведущие семинары на конкретных образовательных программах, имеют возможность оптимизировать соотношение компонентов онлайн курса и очных занятий для повышения усвояемости материала студентами этих образовательных программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология» являются: • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии; • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; • Формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения; • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития. • Ознакомление студентов со способами воздействия на свое психическое состояние. • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
  • Знает и приводит примеры основных видов научения
  • Знает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов и способы их саморегуляции
  • Знает основные методы и принципы научного психологического исследования, понимает и объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
  • Знает основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
  • Знает особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
  • использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
  • объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
  • Описывает и характеризует разные виды внимания и памяти в психической деятельности субъекта.
  • Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
  • Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
  • Ощущение и восприятие
  • Внимание и память
  • Мышление и речь
  • Формирование навыков: научение
  • Эмоциональные состояния
  • Потребности и мотивы
  • Личность: подходы к изучению
  • Индивидуальные различия
  • Развитие человека
  • Человек в социальной группе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на занятиях
    Точные критерии оценки, в том числе по предполагаемым домашним заданиям в рамках аудиторной работы, устанавливаются преподавателем самостоятельно в зависимости от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина, и доводится до сведения студентов не позднее первого занятия по дисциплине.
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается. В случае, если проведение контрольной работы в аудитории невозможно по причине эпидемиологической ситуации или в связи с дистанционным форматом обучения конкретных учащихся, возможна удаленная организация проведения контрольной работы. Задания контрольной работы, проводимой в удаленном формате, могут отличаться от заданий, которые учащиеся выполняют в аудитории.
  • неблокирующий письменный тест
    Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-19% - 1 балл, 20-29% - 2 балла, 30-39% - 3 балла, 40-49% - 4 балла, 50-59% - 5 баллов, 60-69% - 6 баллов, 70-79% - 7 баллов, 80-89% - 8 баллов, 90-94% - 9 баллов, 95-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В случае, если проведение теста в аудитории невозможно по причине эпидемиологической ситуации или в связи с дистанционным форматом обучения конкретных учащихся, возможна удаленная организация проведения теста. Задания теста, проводимого в удаленном формате, могут отличаться от заданий, которые учащиеся выполняют в аудитории. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Преподаватель сам выбирает формат домашнего задания, исходя из соображений повышения качества усвоения курса студентами конкретной образовательной программы. В качестве домашнего задания могут выступать: 1) подготовка доклада по выбранной студентом или данной преподавателем теме; 2) написание эссе по выбранной студентом или данной преподавателем теме; 3) прочтение научной статьи, выбранной студентом или предложенной преподавателем, с дальнейшей инициацией дискуссии по ней на семинарском занятии. Формат домашнего задания, точные критерии его оценки, а также сроки сдачи сообщаются преподавателем студентам на первом занятии по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * контрольная работа + 0.2 * активность на занятиях + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * письменный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Битянова, М.Р. Социальная психология : учебное пособие / М.Р. Битянова. - 2-е изд., перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 368 с. — (Учебное пособие). - ISBN 978-5-91180-703-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055386 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055386
  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Изард, К.Э. Психология эмоций : учебник / К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 464 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-314-00067-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055372 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055372
  • Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 524с. - ISBN: 978-5-534-02583-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-449627

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в общую психологию (курс лекций), учебное пособие, М-во обр. РФ, ИД РАО, 336 с., Гиппенрейтер, Ю. Б., 2006
  • Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
  • Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., 2018
  • Общая психология : учебник для вузов, Нуркова В.В., Березанская Н.Б., 2013
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Психология внимания : хрестоматия, , 2001
  • Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
  • Психология мышления : хрестоматия, , 2008
  • Психология ощущений и восприятия : учеб. пособие для вузов, , 2002
  • Социальная психология, Майерс, Д., 2010

Авторы

  • Корягина Наталья Александровна
  • Стакина Юлия Михайловна
  • Поддьяков Александр Николаевич
  • Котов Алексей Александрович
  • Козлов Дмитрий Дмитриевич
  • Патоша Ольга Ивановна
  • Львова Елена Николаевна
  • Молчанова Ольга Николаевна
  • Родионов Гермоген Ярославович
  • Иванова Анна Александровна
  • Яголковский Сергей Ростиславович
  • Макалатия Александра Гурамовна