We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Regional Economy

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructors


Букин Егор Кимович

Программа дисциплины

Аннотация

Традиционная экономическая теория рассматривает экономику в двух измерениях: первое – вид экономической активности, второе измерение – это временная координата. В реальной жизни все события происходят в трехмерном пространстве. И третья координата – пространственная, которая не рассматривается теми или иными структурными элементами экономической науки (микроэкономикой, макроэкономикой). Дисциплиной, которая учитывает пространственный фактор, является региональная экономика. Региональная экономика оценивает, что происходит на территории и отвечает на вопросы, почему одни территории богатеют, а другие либо остаются на достигнутом уровне, либо начинают беднеть. Изучение трендов регионального развития позволяет объяснить выделение «четырех Россий», значительно отличающихся друг от друга. РОССИЯ 1 – ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ, которые выступают драйверами модернизационных процессов к постиндустриальному обществу. РОССИЯ-2 – ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГОРОДА, которые надеются на помощь государства. РОССИЯ-3 – ГЛУБИНКА, которая является экономикой выживания. РОССИЯ-4 – НАЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАИНА, где идет модернизационный переход от патриархального общества к индустриальному.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выявлять региональные особенности социально-экономического развития.
  • Классифицировать различные территориальные образования по критериальным признакам.
  • Проводить сравнительный анализ территориальных образований различного уровня, выявлять проблемы регионального развития.
  • Аргументированно предлагать возможные альтернативы решения региональных проблем.
  • Обобщать выявленные проблемы регионального развития.
  • Разрабатывать сценарные подходы развития регионов в условиях внешних шоков изменяющейся среды
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует последствия действия на регионы изменяющейся внешней среды и разрабатывать сценарные подходы.
  • Интегрирует теорию регионального развития в практические приложения интегральных показателей, характеризующих региональное развитие.
  • Описывает соотношения между экономическими феноменами и понятиями на интуитивном уровне с использованием профессиональной терминологии.
  • Организует эффективные формы презентационной работы в целях проведения регионального анализа и презентации его как в устной, так и в письменной формах.
  • Формирует индивидуальную статистическую базу в целях расчета интегральных показателей, характеризующих региональное развитие.
  • Формулирует и распознает основные концепции регионального развития, основные модели и методы, используемые в региональном анализе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные теории регионального развития
  • Основы регионального экономического анализа и управления. Территориальное устройство России
  • Основы региональной диагностики. Система региональных счетов
  • Конкурентоспособность регионов
  • Отраслевая и территориальная структуры хозяйства регионов
  • Этапы регионального развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа в минигруппах
  • неблокирующий Контрольная работа
    Для контрольной работы студенты делятся на микро-группы по 3-5 человек. Целью выполнения задания является обеспечение понимания основных понятий и концепций по курсу «Региональная экономика», а также закрепление материала с помощью проведения анализа полученных результатов. Форма отчетности — предоставление в систему smart-lms выполненной работы.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа индивидуальная
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.35 * Контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа в минигруппах + 0.2 * Аудиторная работа + 0.15 * Самостоятельная работа индивидуальная
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Региональная экономика и пространственное развитие. Т.1: Региональная экономика. Теория, модели и методы : учебник для бакалавриата и магистратуры, Лимонов Л.Э., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Плисецкого Е.Л., Глушковой В.Г. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 459с. - ISBN: 978-5-534-05112-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-432140

Авторы

  • Букина Татьяна Витальевна