We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Rhetoric: the Practice of Oral and Written Communication

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructor


Кудлаева Алла Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Риторика: практика устной и письменной коммуникации» призвана сформировать развитие навыков устной и письменной коммуникации обучающихся; формирование системы риторических приемов, в различной степени характерных как для устной, так и для письменной речи; ознакомление с основными принципами и методиками продуцирования устных и письменных текстов разножанровой направленности в соответствии с условиями коммуникации; формирование общих представлений о теории аргументации, о правилах эффективного общения, о возможностях возникновения коммуникативных неудач и способах их устранения; формирование коммуникативно компетентной личности, способной к эффективному общению в профессионально значимых ситуациях.Формат изучения дисциплины: с использованием онлайн курса https://openedu.ru/course/hse/RHET/
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Риторика: практика устной и письменной коммуникации » являются: – в области обучения: развитие навыков устной и письменной коммуникации обучающихся; формирование системы риторических приемов, в различной степени характерных как для устной, так и для письменной речи; ознакомление с основными принципами и методиками продуцирования устных и письменных текстов разножанровой направленности в соответствии с условиями коммуникации; формирование общих представлений о теории аргументации, о правилах эффективного общения, о возможностях возникновения коммуникативных неудач и способах их устранения; формирование коммуникативно компетентной личности, способной к эффективному общению в профессионально значимых ситуациях; – в области воспитания личности: формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает нормы современного русского литературного языка и применяет их в собственной устной и письменной речевой практике
  • Знает стилевые нормы научной и деловой речи, владеет навыком создания текстов разной жанрово-стилевой направленности
  • Владеет навыками публичной речи и культуры полемики; умеет использовать в речевой практике приемы риторической аргументации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 2. Стилистика
    Тема 6. Предмет и задачи стилистики. Общая характеристика научного стиля. Тема 7. Жанры научной литературы. Тема 8. Общая характеристика официально-делового стиля. Тема 9. Основы документоведения. Виды документов. Тема 10. Культура деловой коммуникации. Тема 11. Деловая игра «Ситуация трудоустройства». Задания деловой игры отражают объем материала тем №№ 9, 10.
  • Раздел 3. Риторика
    Тема 12. Предмет и основные понятия риторики. Понятие риторического идеала. Тема 13. Портрет современного оратора. Тема 14. Мастерство публичной речи (основы оратории) Тема 15. Риторическая культура диалога и полилога. Культура спора.
  • Раздел 1. Ортология
    Тема 1. Современное состояние русского языка и тенденции его развития. Понятие культуры речи. Тема 2. Трудные вопросы орфографии и пунктуации. Тема 3. Коммуникативные качества речи. Тема 4. Языковая норма. Нормы русского литературного языка. Тема 5. Понятие текста. Основные категории текста и его структурные признаки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа (промежуточное письменное тестирование по ортологии)
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (тест с множественным выбором ответа, с заданиями, расположенными в произвольном порядке по материалам курса).
  • неблокирующий Аудиторная работа (промежуточное письменное тестирование по стилистике)
  • неблокирующий Аудиторная работа (публичное выступление на семинаре)
  • неблокирующий Самостояте работа Освоение онлайн-курса «Риторика: ключевые стратегии устной и письменной коммуник
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.13 * Аудиторная работа (промежуточное письменное тестирование по ортологии) + 0.13 * Аудиторная работа (промежуточное письменное тестирование по стилистике) + 0.14 * Аудиторная работа (публичное выступление на семинаре) + 0.3 * Самостояте работа Освоение онлайн-курса «Риторика: ключевые стратегии устной и письменной коммуник + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Голубевой А.В., Максимова В.И. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 306с. - ISBN: 978-5-534-06066-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-431103

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский язык и культура речи: учебное пособие / Е.А. Самойлова. - М.: ИД ФОРУМ, 2009. - 144 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0392-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/162848