We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Game Theory

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Temirkaeva, Mariya

Программа дисциплины

Аннотация

На данном курсе студенты познакомятся с базовыми понятиями теории игр. В курсе будут рассмотрены основные типы игр и концепты их решения в приложении к экономическим задачам. Курс проводится в blended формате. Студенты слушают лекции на площадке онлайн образования Coursera (https://ru.coursera.org/learn/game-theory), затем в аудитории разбираются задачи по прослушанным темам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение базовых теоретико-игровых моделей, применимых в экономике.
  • Подготовка в области основ экономических и математических знаний, позволяющая выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
  • Формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные определения, свойства и теоремы. Решать задачи через доминирование.
  • Знать основные определения, свойства и теоремы. Решать задачи с применением равновесия Нэша.
  • Знать основные определения, свойства и теоремы. Решать задачи с метода обратной индукции и совершенного подыгрового равновесия.
  • Знать основные определения, свойства и теоремы. Решать задачи в указанных в названии раздела классах игр.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формальное определение игры и одновременные игры
    Тема 1. Формальное определение игры. Игра. Основные элементы игры: игроки, стратегии, выигрыши, цели. Формы представления игры. Классификация игр на основании 7 признаков с примерами игр на все классы. Дилемма заключенного: суть. Дилемма заключенного на примере игры в оценки с 4 случаями целей участников, основные правила теории игр. Общее знание о рациональности в игре. Тема 2. Доминирование. Определение строгого и слабого доминирования, определение строго и слабо доминируемых и доминирующих стратегий. Решение игр в терминах доминирующих стратегий, решение игр в терминах удаления доминируемых стратегий. Взаимосвязь решений, полученных разными способами.
  • Равновесие Нэша
    Тема 3. Лучший ответ и равновесие Нэша в чистых стратегиях. Определение лучшего ответа и определение равновесия Нэша в чистых стратегиях. Связь доминирования и равновесия Нэша. Строгое и слабое равновесие Нэша. Проблема координации при множественности равновесий. Методы поиска множества равновесий в разных классах игр. Связь между равновесием Нэша и другими концепциями. Тема 4. Равновесие Нэша для непрерывных игр. Метод поиска равновесия для аналитически заданных игр. График лучших ответов. Модель Курно, алгоритм поиска равновесия Нэша в матричных играх, функция реакции, сговор в модели Курно для однородного товара. Модель Бертрана для однородного и для дифференцированным продукта, игра «инвестирование». Модель Хотеллинга-Даунса. Тема 5. Смешанные стратегии. Рандомизация стратегий. Смешанные стратегии. Целесообразность смешивания стратегий. Равновесие Нэша в смешанных стратегиях и его интерпретация. График лучших ответов в случае смешанных стратегий. Связь чистых стратегий и смешанных стратегий. Примеры игр: игра «камень-ножницы-бумага», игра «семейный спор», игра «инспектирование».
  • Игры в развернутой форме
    Тема 6. Игры в развернутой форме и метод обратной индукции. Определение игры в развернутой форме. Дерево игры. Совершенная информация. Обратная индукция. Преимущество хода. Теорема Цермело. Разбор игр «банк-инвестор», игра «1066», оптимальный дизайн игр, переговоры, дуэли и труэли. Тема 7. Равновесие Нэша совершенное на подыграх. Подыгра. Суть понятия: равновесие на подыграх. Связь понятия РНСП и решения методом обратной индукцией, двойственность матричной и последовательной игры. Несовершенная информация. Связь с одновременными и последовательными играми. Примеры игр с несовершенной информацией: война на истощение, игра «сваха». Стратегии в играх с несовершенной информацией.
  • Парасочетания и повторяющиеся игры
    Тема 8. Задача о стабильных мэтчингах. Задача о мэтчингах Шепли: формальная постановка задача, алгоритм отсроченного приятия предложения, стратегическое манипулирование. дизайн механизмов, Нэш реализуемость механизмов. Мэтчинги в жизни. Тема 9. Повторяющиеся игры. Повторяющиеся игры и бесконечно повторяющиеся игры. Решения в повторяющихся играх. Награды и наказания. Стратегии в повторяющихся бесконечных играх. Возможность кооперации в бесконечношаговой игре на примере дилеммы заключенного.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Оценка тестов на онлайн платформе
  • неблокирующий Микроконтроли
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на площадке SMART LMS в течение 60 минут. Во время экзамена все студенты должны быть со включенными камерами в Zoom-сессии. Экзамен состоит из тестовых теоретических заданий и открытых заданий на решение задач по пройденным темам.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинаре + 0.25 * Микроконтроли + 0.05 * Оценка тестов на онлайн платформе + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория игр : учебник и практикум, Шагин, В.Л., НИУ ВШЭ, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диксит А., Нейлбафф Б. - Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 464с. - ISBN: 978-5-00057-311-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62092