We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor


Novikova, Olga V.

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины Научно-исследовательский семинар являются формирование интереса к исследовательской деятельности в области прикладной экономики и корпоративных финансов, знакомство с ключевыми трендами и направлениями современной экономической науки, развитие навыков и компетенций анализа экономических явлений, необходимых для дальнейшего обучения и успешной профессиональной деятельности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: Знакомство с философией экономической науки; Знакомство с основными составляющими частями исследования и этапами исследовательского процесса; Развитие навыка критического анализа литературы предшествующих работ в основных областях корпоративных финансов; Изучение баз данных и инструментов библиографии; Изучение современных тематик современных исследовательских проблем, анализ наиболее значимых в области корпоративных финансов статей; Обучение навыкам проведения и представления исследования в устной и письменной формах; Формирование навыков командной проектной работы; Изучение основ математического моделирования в экономике; Знакомство студентов с лучшими практиками проведения исследований преподавателями департамента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование интереса к исследовательской деятельности в области прикладной экономики и корпоративных финансов.
  • Знакомство с ключевыми трендами и направлениями современной экономической науки.
  • Развитие навыков и компетенций анализа экономических явлений, необходимых для дальнейшего обучения и успешной профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности исследований в экономике, структуру научной работы.
  • Умеет пользоваться основными электронными информационными ресурсами НИУ ВШЭ.
  • Умеет анализировать современные ситуации в экономике с точки зрения ключевых концепций экономической теории.
  • Знает базовые принципы экономико-математического моделирования.
  • Ознакомлен с основными направлениями научных исследований в экономике и корпоративных финансов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в научно-исследовательскую работу
    Тема 1. Что такое научное исследование? Критерии отнесения исследования к научным и отличия от ненаучных. Философия экономической науки. Типы исследований: классификации. Тема 2. Научные исследования в экономике. Экономика как наука. Примеры исследований в экономике. Особенности проведения исследований по экономике. Постановка гипотезы научного исследования. Основные структурные элементы теоретического уровня: теория, понятия, категории, научные термины, принципы, аксиомы, законы, закономерности, положения, идеи, концепции. Актуальность работы, определение степени исследованности проблемы. Методы научных исследований в экономике. Методы познания. Эксперимент. Эмпирический анализ.
  • Электронные информационные ресурсы НИУ ВШЭ
    Тема 3. Научные публикации. Эмпирические исследования. Обзорные исследования. Теоретические исследования. Классификации журналов и критерии их выбора. Структура научной статьи. Тема 4. Работа с электронными ресурсами. Разновидности наукометрических баз данных. Информационные порталы и базы данных с открытым и закрытым доступом и разной степенью "научности" ORCID, Researcher ID, Google Scholar, Wikipedia, Academia.edu. Scopus как единая мультидисциплинарная реферативная база данных, представляющая уникальную систему оценки частоты цитирования. Особенности БД. Работа с БД: регистрация, поиск, аффиляция, создание профиля автора. Web of Science база данных по научному цитированию Института научной информации (Institute of Scientific Information – ISI). Core Collection. Особенности использования: регистрация, создание профиля автора, black list journal. Российские наукометрические базы данных. Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК). Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и Science Index. Научная электронная библиотека Elibrary: особенности работы. Russian Citation Index. Тема 5. Библиографический менеджер Zotero. Обзор существующих библиографических менеджеров. Особенности работы Zotero. Использование Zotero в цитировании при написании обзора литературы. Организация тематической библиотеки в Zotero. Совместная работа в Zotero.
  • Современная экономическая наука и анализ
    Тема 6. Фрикономика и Суперфрикономика. Как устроен современный мир глазами экономиста? Каким образом в реальной жизни могут пригодиться знания микроэкономики? Что произойдет, если отказаться от предпосылок о рациональности экономических агентов и совершенства рынков? Вопросы, касающиеся анализа общества с современной экономической точки зрения, рассматриваются на примере отдельных кейсов.
  • Основы математического моделирования в экономике
    Тема 7. Принципы математического моделирования в условиях определенности. Задачи линейного программирования о производстве и о диете. Задача о паросочетаниях. Тема 8. Принципы математического моделирования в условиях неопределенности. Принципы и подходы моделирование систем массового обслуживания. Понятие о теории оптимальной остановки случайных процессов: задача о невесте. Простейшие задачи дизайна механизмов.
  • Современные направления научных исследований
    Тематика конкретных занятий определяется научно-исследовательскими интересами преподавателей департамента экономики и финансов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в малых группах (не более 3х человек) и представляет собой письменную работу объемом до 15 страниц печатного текста по теме «Анализ макроэкономических показателей и политик страны». Конкретная страна выбирается по желанию группы. Тема предварительно обсуждается с руководителем научного семинара на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой письменный отчет (5-7 страниц) связанный с обзором литературы на одну из тематик по социально-экономической актуальной проблематикой. В случае необходимости тема предварительно обсуждается с руководителем научного семинара на семинарских занятиях и корректируется.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Формами самостоятельной работы студента в рамках дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются: работа со статьями из российских и международных научных журналов, решению задач и выполнения домашних заданий, подготовка презентаций и написание индивидуальных и групповых отчетов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по курсу проводится дистанционно, в письменной форме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Prokopczuk, M., Brooks, C., & Bell, A. R. (2013). Handbook of Research Methods and Applications in Empirical Finance. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495699
  • Под ред. Мхитаряна В.С. - АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-534-00616-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/analiz-dannyh-432178

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ding, Y., Rousseau, R., & Wolfram, D. (2014). Measuring Scholarly Impact : Methods and Practice. Cham [Switzerland]: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=888734
  • Sugimoto, C. R., & Cronin, B. (2016). Theories of Informetrics and Scholarly Communication. Berlin: De Gruyter Saur. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1201605