We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian Economy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения «Российской экономики» Студенты будут знать основные параметры экономического развития России в рамках командной модели с 1917 по 1985 г. и в период реформирования экономики с 1985 по 1991 г.; познакомятся со спецификой и особенностями переходной экономики России; получат системное представление об особенностях экономического развития Пермского края. Кроме того, студенты смогут четко определять причины перехода России к рыночной экономике; ориентироваться в направлениях рыночных реформ, их содержании, результатах, проблемах, оценивать перспективы, направления, варианты дальнейшего развития российской экономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов со спецификой и особенностями переходной экономики России, формирование представления об основных направлениях рыночных реформ и о перспективах развития экономики России.
  • Формирование целостного представления о национальной хозяйственной системе, содержании организационной, методической, и регулирующей деятельности органов государственной власти, а также коммерческих структур в области экономики.
  • Формирование необходимых студенту социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знание основных теоретических положений.
  • Умеет аргументировать результат, полученный в ходе выполнения работы.
  • Умеет изучать научную и иную литературу, умеет находить дополнительную информацию, позволяющую глубже разбираться в некоторых вопросах.
  • Умеет выделять при работе с разными источниками необходимую информацию, которая требуется для полного ответа на вопросы плана семинарского занятия.
  • Умеет осуществлять анализ выбранных источников информации и готовить собственное выступление по обсуждаемым вопросам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория переходной экономики. Этапы развития командной экономики
    Тема 1. Теория переходной экономики. Сущность и этапы переходной экономики. Отличительные черты переходной экономики разных стран. Специфика и особенности переходной экономики. Тема 2. Этапы развития командной экономики. Управление экономикой в рамках командной модели в период с 1917 по 1985 гг. Становление командной модели управления экономикой. Модель «военного коммунизма», ее параметры и последствия. Модель НЭПа: ее параметры и результаты. Построение командно-административной модели управления, ее цели, способы их достижения, оценка эффективности управления советской экономикой в 30-е – 40-е годы XX века. Попытка реформирования управления экономикой в 50-е – 60-е годы. Хрущевские реформы. Хозяйственная реформа 1965 года, оценка эффективности ее реализации. Особенности управления экономикой в 70-е годы – начале 80-х годов. Тема 3. Управление экономикой в 1985 – 1991 гг. Попытки реформирования командной экономики. Начало тотального экономического кризиса, его характеристики. Программы перехода к рынку. 1991 год: реформы Павлова. Причины перехода к рынку. Тема 4. Переходная экономика: аспекты анализа. Сущность переходной экономики. Варианты перехода к рынку и роль государства: опыт других стран. Микро – и макроэкономические аспекты анализа переходной экономики России. Особенности переходной экономики России.
  • Формирование рыночной экономики в России. Институциональные реформы. Развитие рынков
    Тема 5. Либерализация экономики в 1992 г. Либерализация экономики в 1992 г.: необходимость, сущность, основные параметры (либерализация цен, хозяйственных связей, валютного курса, внешнеэкономической деятельности). Позитивные последствия либерализации. Инфляция, ее причины, параметры, стабилизация денежного обращения, дальнейшие тенденции инфляционных процессов. Изменение жизненного уровня населения: динамика реальных доходов, дифференциация населения по доходам, дифференциация регионов по уровню доходов. Тема 6. Становление новой финансово-кредитной системы. Становление новой финансово-кредитной системы: изменение банковской структуры и политики, налоговая реформа, новая бюджетная политика. Дефицит бюджета и методы по компенсации. Государственные ценны бумаги, их роль в бюджетной политике. Эффективность использования ГКО, причины и последствия кризиса 1998 г. Тема 7. Эволюция отношений собственности. Эволюция отношений собственности: развитие свободного предпринимательства; разгосударствление экономики и приватизация собственности. Сущность, цели, пути, модели, варианты, этапы приватизации. Оценка эффективности и перспектив приватизационных процессов в России. Тема 8. Структурная перестройка экономики. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики. Основные причины и направления структурных реформ. Их этапы, эффективность. Проблемы инвестиционной политики. Тема 9. Формирование инфраструктуры хозяйствования. Формирование инфраструктуры хозяйствования: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и компаний, консалтинговых, страховых, аудиторских, информационных, маркетинговых, риэлторских и других компаний, особых экономических зон. Тема 10. Развитие конкуренции. Особенности становления конкурентного процесса в России. Монополизм и антимонопольная политика.
  • Кризисы в современной российской экономике
    Тема 11. Кризис 1998 года. Кризис 1998 года, его внешние и внутренние причины, последствия, создание предпосылок для структурных изменений в экономике. Тема 12. Кризис 2008 – 2009 гг. Кризис 2008 – 2009 гг., его внешние и внутренние причины. Оценка антикризисной политики российского правительства. Сравнение с антикризисной политикой других стран. Создание предпосылок для модернизации и инноваций. Проблемы «инновационного прорыва».
  • Эволюция роли государства в переходной экономике России
    Тема 13. Изменение функций государства. Законодательная деятельность, правовой контроль, реформирование монитарной политики. Социальная политика государства. Изменение в налоговой политике. Фискальная политика. Тема 14. Внешнеэкономическая политика государства. Реформирование внешнеэкономической политики России в связи с вступление страны в ВТО и отменой поправки Джексона-Вэника. Влияние новой внешнеэкономической политики на развитие экономики.
  • Экономическая стратегия государства
    Тема 15. Оценка современной экономической ситуации. Показатели экономической динамики. Дискуссия о стратегиях дальнейшего развития экономики. Влияние процессов глобализации на российскую экономику. Основные задачи и направления развития российской экономики. Основные сценарии развития: сравнительный анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Студенты делятся на группы, выбирают тему из списка, и письменно выполняют работу объемом до 5 страниц, обязательно аргументируя результат, полученный в ходе выполнения работы. На контрольную работу выносятся вопросы по темам 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и 10.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В рамках курса «Российская экономика» в качестве самостоятельной работы студенты критически и подробно проводят разбор практических ситуаций, кейсов и видеокейсов по темам разделов III,IV и V.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль проводится очно, в письменном виде , является кумулятивным и охватывает все темы по данной дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розанова Н. М. - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 348с. - ISBN: 978-5-534-06052-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-1-434517
  • Розанова Н. М. - НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-06053-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-2-434518

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учебное пособие / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 174 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (обложка) ISBN 978-5-16-004971-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/372211
  • Кузнецова Г. В. - РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 393с. - ISBN: 978-5-534-06671-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rossiya-v-sisteme-mezhdunarodnyh-ekonomicheskih-otnosheniy-433220
  • Прокушев Е. Ф., Костин А. А. ; Под ред. Прокушева Е.Ф. - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 450с. - ISBN: 978-5-9916-9615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-431851