We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructors


Лукошус Оксана Геннадьевна


Смирнова Анна Георгиевна

Программа дисциплины

Аннотация

Язык – не только оболочка, в которой мы находимся, средство общения и познания окружающего мира. Это и код, которому мы подчиняемся и который готовы с радостью использовать в любой момент, и сложная система, где элементы взаимодействуют друг с другом и каждому элементу отведено свое место. Используя родной язык, мы редко задумываемся о том, как он устроен. Изучение иностранного языка заставляет нас обращать внимание на сходства и различия в языках, а владение несколькими языками (или, по крайней мере, знакомство с ними) дает возможность видеть их общие и уникальные свойства. Введение в языкознание – курс, обязательный для данной программы, – наилучшим образом способствует лингвистической подготовке студента. Курс готовит студентов к освоению всех последующих лингвистических дисциплин, изучаемых в рамках программы: истории английского языка, лексикологии, теоретической грамматике, теоретической фонетике, стилистике, а также к курсу общего языкознания в программе магистратуры. В ходе изучения дисциплины рассматриваются такие вопросы, как языковой знак и его свойства, структура языка, связь языка и мышления, соотношение языка и речи, происхождение языка, виды языковых единиц, история письма и основные типы письменности, многообразие языков мира, классификация языков. В результате изучения дисциплины студенты приобретают целостное видение языка как системы, навыки анализа языковых фактов, опыт контрастирования несходных языков. Занятия проходят в форме лекций и семинаров с частым использованием игровых моментов. Использование фактов разных языков делает занятия живыми и увлекательными. Требования к приступающим к изучению дисциплины: знание русского языка в рамках программы средней школы, английского – В1.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин.
  • - сообщить студентам знания по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности;
  • - дать представление о общих принципах организации и функционирования языка;
  • - ознакомить студентов с многообразием языков мира, основными типами языков и языковыми семьями;
  • - ознакомить студентов с закономерностями использования языка в обществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать основы общей фонетики и фонологии, свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи
  • Студент должен знать основы теории текста, историю письма.
  • Студент должен знать особенности функционирования языка в обществе, типы языковых ситуаций, социальную типологию языков
  • Студент должен знать особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, общую структуру языка, теории происхождения языка
  • Студент должен знать принципы генеалогической и типологической классификации языков.
  • Студент должен знать свойства слова как важнейшей единицы языка, семантические изменения, лексические группировки в языке
  • Студент должен знать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства морфем, словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы языкознания
  • Основы фонетики и фонологии
  • Основы морфемики и словообразования. Основы лексикологии
  • Основы грамматики (морфология и синтаксис). Основы теории текста и дискурса
  • Теория письма.
  • Основы лингвистической типологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устная аудиторная работа
    Вопросы, обсуждаемые на семинаре, определяются планом семинарского занятия и включают также дополнительные вопросы преподавателя.
  • неблокирующий Тесты
    Количество тестов и их содержание определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия в конкретной группе. Как правило, это проверочные тесты, предлагаемые по завершении отдельных разделов. Пересдача возможна не позже чем за 10 дней до окончания учебного периода.
  • неблокирующий Подготовленные письменные задания
    Подготовленные письменные задания включают: 1) разбор текста по схеме, предложенной преподавателем; 2) конспект фрагмента научно-популярной книги по языкознанию из списка, предложенного преподавателем (до 5 тетрадных страниц, выполняется от руки). По желанию преподавателя первое задание может быть заменено вторым (2 конспекта). Пересдача возможна не позже чем за неделю до окончания учебного периода.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Подготовленные письменные задания + 0.2 * Тесты + 0.3 * Устная аудиторная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в языковедение : учебник для филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений, Реформатский, А. А., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
  • Введение в языкознание : учебное пособие / составители Е. Л. Березович [и др.] , научный редактор М. Э. Рут. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3607-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105145 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Даниленко, В. П. Введение в языкознание : курс лекций : учебное пособие / В. П. Даниленко. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 288 с. — ISBN 978-5-9765-0833-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/84289 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
  • Социальная лингвистика : пособие для гуманитарных вузов и лицеев, Мечковская, Н. Б., 2000

Авторы

  • Яковенко Екатерина Борисовна