• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian History

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История России» для студентов неисторических направлений и специальностей НИУ ВШЭ нацелен на формирование общегражданской идентичности российского общества посредством развития исторического сознания и способности осмысливать диахронные и синхронные процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами историзма и основываясь на достижениях современной исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин. Курс «История России» строится на сочетании линейно-хронологического и проблемного принципов, определяющихся основными этапами российской истории: Русь IX - первой трети XIII в., Русские земли с середины XIII до конца XV в., Российское (Московское) государство XVI–XVII вв., Российская империя, Советская эпоха, современная Российская Федерация. В рамках курса объектами рассмотрения с источниковой и историографической позиций станет опыт складывания российской государственности, а также социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место на территории современной России. Курс «История России» также включает сведения о наиболее значимых процессах и событиях истории зарубежных стран, позволяющих контекстуализировать историю России, представить ее как неотъемлемую часть всемирно исторического процесса и оценить вклад России в развитие мировой цивилизации. Курс «История России» для студентов неисторических направлений и специальностей НИУ ВШЭ реализуется в виде занятий лекционного (16 часов) и семинарского (60 часов) типов. Опционная составляющая - онлайн курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма;
  • сформировать комплекс знаний об основных этапах и опыте складывания российской государственности;
  • сформировать представления о наиболее важных социальных, экономических, культурных, этноконфессиональных и т.д. процессах, имевшие место на территории современной России;
  • сформировать первичные навыки проблемного и контекстного анализа исторических источников и исследовательской литературы по основным периодам и проблемам истории России;
  • выработать понимание об общем и особенном в историческом развитии России в контексте всемирного исторического процесса;
  • сформировать представление о роли России в мировой истории и культуре;
  • сформировать первичное представление о принципах и способах транслирования результатов собственного исследования в устной и письменной форме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрирует способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма;
  • называет, описывает и анализирует наиболее важные социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место на территории современной России;
  • демонстрирует знание (называет и объясняет) об основных этапах и опыте складывания российской государственности;
  • демонстрирует первичные навыки проблемного и контекстного анализа исторических источников и исследовательской литературы по основным периодам и проблемам истории России;
  • описывает и анализирует общее и особенное в историческом развитии России в контексте всемирного исторического процесса;
  • демонстрирует первичное представление о принципах и способах транслирования результатов собственного исследования в устной и письменной форме
  • описывает, анализирует и объясняет роль России в мировой истории и культуре;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы курса
  • Народы и государства на территории современной России в древности. Русь в IX — первой трети XIII в.
  • Русь в XIII–XV вв.
  • Россия в XVI–XVII вв.
  • Россия в XVIII в.
  • Российская империя в XIX — начале ХХ в.
  • Россия и СССР в советскую эпоху (1917–1991).
  • Современная Российская Федерация (1991–2022)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест входного контроля базовых знаний и компетенций по истории России
    Тестовые задания содержат основные вопросы для входного тестирования Перечень объектов контроля. Данные тесты могут быть использованы для контроля студентами основных терминов, дефиниций, персоналий, важных дат и т.п., изучаемых в курсе «История России». 3. Виды знаний, умений, контролируемые заданиями теста: 1 Владеть знаниями по истории России и всеобщей истории, знать их основные процессы и тенденции, и взаимосвязи между ними. 2 Уметь применять различные подходы к анализу социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем 3 Знать основные этапы развития истории России и мира, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать основные тенденции. 4 Владеть умением анализировать и оценивать исторические события и процессы. 5 Знать основные структурные элементы исторических этапов, их детерминанты. 6 Владеть пониманием движущих сил и закономерностей исторического процесса; событий и процессов экономической истории; места и роли своей страны в истории человечества и современном мире 7 Знать особенности и противоречия исторического процесса в России в контексте общемировой цивилизации. Включает 20 вопросов 2-х типов: тип 1 – выбор 1 из множества, 10 вопросов;   Тестовое задание «Множественный выбор» – задание закрытого типа, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов. К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). тип 2 – «на сопоставление», 10 вопросов. «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие. Этот тип заданий состоит из основы (текст), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Предусмотрены два типа вопросов: 1. Установите соответствие между этическими категориями и их определениями. Запишите цифры и буквы выбранных ответов, сохраняя числовую последовательность. 2. Укажите последовательность. Запишите требуемую последовательность буквами. Продолжительность – 40 минут, максимальный балл – 10. В случае неудовлетворительной оценки (0–3) элемент контроля может быть пересдан (не позднее чем за 3 недели до проведения итоговой аттестации по дисциплине).
  • неблокирующий Проектная деятельность
    Цель проекта – изучение: 1) отдельных сюжетов, тем, периодов, событий, явлений и т.д. в истории России; 2) отраслевой и профильно-ориентированной истории в общем контексте отечественной истории. В междисциплинарном проекте студент/группа студентов репрезентирует и/или визуализирует результаты изучения исторических источников и исследовательской литературы по отдельной теме/проблеме истории России. Максимальный балл – 10; одинаковый балл выставляется всей группе студентов, участвовавшей в подготовке проекта. Продолжительность представления 1 проекта – от 20 до 40 минут. Элемент контроля не может быть пересдан.
  • неблокирующий Семинарские занятия
    Семинарские занятия проводятся в виде дискуссий по поставленной теме/проблеме, в ходе которых студент должен продемонстрировать знание комплекса исторических источников и литературы, предложенных для обсуждения.
  • неблокирующий Экзамен
    Форма проведения – очная. Продолжительность – 60 минут. Тест включает 44 вопроса двух типов по всем разделам настоящей программы: 1) выбор одного правильного из множества; 32 вопроса, 2 балла за каждый вопрос; 2) на упорядочивание и соотнесение - 12 вопросов; 3 балла за каждый вопрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Проектная деятельность + 0.3 * Семинарские занятия + 0.1 * Тест входного контроля базовых знаний и компетенций по истории России + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - «Русская Правда»: проблемы происхождения и изучения памятника права. Правопонимание и правовое регулирование в истории России (К 1000-летию появления писаного права на Руси) - Российский государственный университет правосудия - 2017 - ISBN: 978-5-93916-622-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=364375
  • Данилевский И.Н., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. и др. - Источниковедение - 978-5-7598-1900-4 - Москва: ВШЭ - 2019 - 362094 - https://ibooks.ru/bookshelf/362094/reading - iBOOKS
  • Добровольский Д. А., Казаков Р. Б. и др. - Источниковедение - 978-5-7598-1092-6 - Москва: ВШЭ - 2015 - 352914 - https://ibooks.ru/bookshelf/352914/reading - iBOOKS
  • Ключевский, В. О.  Лекции по русской истории в 3 ч. Часть 1. Вступительные беседы. История Древней Руси : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 210 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02170-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513490 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ключевский, В. О.  Лекции по русской истории в 3 ч. Часть 2. Образование московского государства : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02202-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513664 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ключевский, В. О.  Русская история. Полный курс в 4 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12117-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513693 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ключевский, В. О.  Русская история. Полный курс в 4 ч. Часть 2 : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12118-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513705 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ключевский, В. О. Боярская дума Древней Руси / В. О. Ключевский. — Москва : Академический Проект, 2018. — 412 с. — ISBN 978-5-8291-2142-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132821 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ключевский, В. О. Курс русской истории. От древности до эпохи Ивана Грозного (лекции I–XXIX) : учебное пособие / В. О. Ключевский. — Москва : Академический Проект, 2015. — 486 с. — ISBN 978-5-8291-1749-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132268 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ключевский, В. О. Курс русской истории. От эпохи Ивана Грозного до Петра Великого (лекции XXX–LIX) : учебное пособие / В. О. Ключевский. — Москва : Академический Проект, 2015. — 526 с. — ISBN 978-5-8291-1750-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132269 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - Хрестоматия по истории России. Учебное пособие - 978-5-392-18468-2 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/1017 - 1017 - PROSPECT
  • Павленко, Н. И.  История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами) : учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев ; под редакцией Н. И. Павленко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02829-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512051 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лаппо-Данилевский, А. С.  Методология истории в 2 ч. Часть 1. Теория исторического знания / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 239 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07070-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516650 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лаппо-Данилевский, А. С.  Методология истории в 2 ч. Часть 2. Методы исторического изучения / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 315 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07072-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516651 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Седов, В. В. Славяне в древности / В. В. Седов. — Москва : Академический Проект, 2019. — 378 с. — ISBN 978-5-8291-2360-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132496 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сергеевич, В. И. Русская Правда и её списки / В. И. Сергеевич. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 66 с. — ISBN 978-5-507-37439-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/44587 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шахматов, А. А. Повесть временных лет  / А. А. Шахматов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 142 с. — ISBN 978-5-507-12820-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10805 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Юшков, С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение / С. В. Юшков. — Москва : Зерцало-М, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-8078-0179-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129884 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.