We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar “Modern Schools and Trends in Linguistics

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины предполагается ознакомление студентов с основными тенденциями, определяющими развитие лингвистики в XXI в., и научными направлениями, складывающимися под их действием. Основное внимание уделяется проблемам междисциплинарного взаимодействия и возникновения интегративных исследовательских направлений на стыке лингвистики и психологии, социальных и естественных наук. Рассматриваются возможности лингвистики как средства решения актуальных общественно значимых задач. Изучается роль лингвистических школ в развитии и популяризации научного знания на современном этапе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными тенденциями в развитии современной лингвистики и сформировавшимися под их влиянием новыми направлениями исследований, датируемых XXI в.
  • оказание помощи с выбором направления исследований в рамках выпускной квалификационной работы
  • формирование представлений о возможностях междисциплинарного взаимодействия при проведении лингвистического исследования
  • формирование представлений о роли лингвистики в решении актуальных социальных проблем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками отбора и критического анализа научной литературы по проблематике исследований научных школ
  • Понимать принцип системности в организации языка и системного подхода при проведении лингвистических исследований; Знать особенности междисциплинарного подхода к проведению лингвистического исследования, уметь выстраивать исследовательский вектор с учетом приоритетности лингвистики Знать виды междисциплинарности (концептуальный и инструментальный) Понимать роль лингвистики в современном обществе, видеть возможность участия лингвистики в решении актуальных социальных задач
  • знать особенности современных направлений, интегрирующих психологическое и лингвистическое знание; понимать принципы организации исследований в рамках данной парадигмы; уметь выстраивать психолого-лингвистическую перспективу учетом приоритетности лингвистики; уметь проводить собственные микроисследования в рамках соответствующего проблемного поля
  • знать возможности лингвистики в решении актуальных социальных задач; понимать ответственность лингвистики за достоверность предоставляемого ей знания, критически относиться к попыткам возвеличивания или принижения того или иного языка; понимать роль эксперта-лингвиста в оценке негативных социальных явлений (диффамация, присвоение интеллектуальной собственности, межэтнические конфликты и т.п.)
  • иметь представление о возможности интеграции лингвистики и естественных наук с учетом специфики соответствующих сфер знания; уметь оценивать эвристический потенциал естественнонаучных концепций для лингвистики; критически оценивать терминологические интервенции естественных наук в лингвистику
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1: Основные принципы и векторы развития современной лингвистики
  • РАЗДЕЛ 2: Лингвистика и психология
  • РАЗДЕЛ 4: Лингвистика и естественные науки
    Некоторые темы могут выноситься на самостоятельное изучение при условии обеспечения студентов необходимыми материалами
  • РАЗДЕЛ 3: Лингвистика и социальные науки
    Некоторые из указанных направлений могут выноситься на самостоятельное изучение с условием обеспечения студентов необходимыми материалами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Округление начинается с 0,6. То есть при 7,57 – итог 7, при 7,6 и выше – итог 8. Активность оценивается по шкале 0/0,4/1, где: 0 – студент отсутствовал 0,4 – студент присутствовал, однако не (достаточно) принимал участие в обсуждениях на семинаре 1 – студент присутствовал и принимал активное участие в обсуждениях на семинаре. Итоговая оценка за активность высчитывается по математической пропорции с учётом общего количества семинаров. Например, студент посетил 17 семинаров из 23, на 12 из них принимал активное участие в дискуссиях (1 балл), на 5 семинарах присутствовал, но не принимал (достаточное) участие в дискуссиях, 6 семинаров пропустил. Итоговое количество баллов в таком случае: 12*1 + 5*0,4 + 6*0 = 14 баллов. Пересчёт по математической проекции: 23 балла за семинары максимум — 10 баллов за активность максимум 14 баллов за семинары накоплено — Х баллов из 10 как итог Х = (14*10)/23 = 6,09 — итоговая оценка за активность. При наличии подтверждаемой уважительной причины баллы за активность могут быть восполнены дополнительными заданиями на усмотрение преподавателя и учебного офиса.
  • неблокирующий Проект
    Проект, реализуемый в конце первого модуля, является исследованием в рамках изученных направлений. Сдача после пропуска возможна только при наличии подтверждаемой уважительной причины. Округление начинается с 0,6. То есть при 7,57 – итог 7, при 7,6 и выше – итог 8.
  • неблокирующий Финальный проект (доклад)
    Финальный проект (доклад) реализуется в конце второго модуля и является просветительским проектом о ранее не изученных направлениях. Сдача после пропуска возможна только при наличии подтверждаемой уважительной причины. Округление начинается с 0,6. То есть при 7,57 – итог 7, при 7,6 и выше – итог 8.
  • неблокирующий Тесты/ДЗ
    Студентам предстоит пройти минимум три теста (квиза) теоретического и/или практического содержания. Реализация тестов возможна через онлайн-платформы (в том числе викторины), в таком случае сдача пропущенных тестов возможна только при наличии подтверждаемой уважительной причины. Округление начинается с 0,6. То есть при 7,57 – итог 7, при 7,6 и выше – итог 8. Содержание и наличие домашних заданий определяется преподавателем согласно содержанию курса.
  • неблокирующий Научно-аналитический обзор
    Научно-аналитический обзор – письменная работа, подразумевающая анализ и обзор научных источников, объединённых одной исследовательской проблемой в рамках изученных направлений. Сдача после срока возможна только при наличии подтверждаемой уважительной причины. Округление начинается с 0,6. То есть при 7,57 – итог 7, при 7,6 и выше – итог 8.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность + 0.2 * Научно-аналитический обзор + 0.2 * Проект + 0.2 * Тесты/ДЗ + 0.2 * Финальный проект (доклад)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A dictionary of sociolinguistics, Swann, J., 2004
  • An introduction to sociolinguistics : society and identity, Deckert, S. K., 2011
  • An introduction to sociolinguistics, Holmes, J., 2017
  • Discovering sociolinguistics: from theory to practice, Smakman, D., 2018
  • Hemlin, S., Allwood, C. M., & Martin, B. R. (2004). Creative Knowledge Environments : The Influences on Creativity in Research and Innovation. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114767
  • Interdisciplinarity : reconfigurations of the social and natural sciences, , 2013
  • Language in society : an introduction to sociolinguistics, Romaine, S., 2000
  • Narrative theory. Vol.4: Interdisciplinarity, , 2004
  • Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
  • Robert Blackwood, & John Macalister. (2019). Multilingual Memories : Monuments, Museums and the Linguistic Landscape. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2230136
  • Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412
  • Sawyer, R. K. (2012). Explaining Creativity : The Science of Human Innovation (Vol. 2nd ed). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=433909
  • Schmitz, U. (2018). Media Linguistic Landscapes. https://doi.org/10.21248/JFML.2018.5
  • Sociolinguistics : theoretical debates, , 2016
  • The Oxford handbook of interdisciplinarity, , 2010
  • Undisciplining knowledge : interdisciplinarity in the twentieth century, Graff, H. J., 2015
  • Uzzi, B., & Spiro, J. (2005). Collaboration and Creativity: The Small World Problem. American Journal of Sociology, 111(2), 447–504. https://doi.org/10.1086/432782
  • Veale, T. (2012). Exploding The Creativity Myth : The Computational Foundations of Linguistic Creativity. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494648
  • Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239
  • Гендерная лингвистика : монография. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 380 с. — ISBN 978-5-9765-3852-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114371 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Савельева, Л. В.  Лингвоэкология : учебник для вузов / Л. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08266-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474612 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Meaning and linguistic variation : the third wave in sociolinguistics, Eckert, P., 2018
  • Sociolinguistics : the study of speaker's choices, Coulmas, F., 2013

Авторы

  • Нагорная Александра Викторовна
  • Цыгунова Мария Михайловна
  • Боголепова Светлана Викторовна