We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

psychological aspects of learning foreign languages

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor


Rudnova, Natalia

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психологические аспекты изучения иностранных языков» предназначена для студентов 1 курса и направлена на знакомство с теоретическими основами и эмпирическими методами исследования психологических факторов процесса обучения иностранным языкам. Целью освоения дисциплины является развитие у студентов компетенций, способствующих интеграции представлений о психологических факторах обучения иностранным языкам и формированию первичных навыков их исследования при помощи научных методов. Дисциплина включает в себя два раздела. Первый раздел посвящен теоретическим основаниям исследования психологических факторов изучения иностранных языков, в частности: основным принципам и методам научного исследования психологических факторов изучения иностранных языков, социально-психологическим и личностным факторам изучения иностранных языков, психологическим сложностям, возникающим в процессе изучения иностранных языков и способам их преодоления. Второй раздел раскрывает вопросы непосредственно эмпирического исследования психологических аспектов изучения иностранных языков и посвящен анализу современных исследований по теме психологических аспектов изучения иностранных языков, а также разработке дизайна и проведению собственного исследования психологических аспектов изучения иностранных языков. В результате освоения дисциплины студенты будут знать средовые, индивидуальные и личностные факторы, влияющие на изучение иностранных языков, а также методы и принципы научного исследования. Слушатели получат опыт научного анализа результатов эмпирических исследований, посвященных исследованию психологических аспектов изучения иностранных языков и их критического осмысления; разработки дизайна и проведения эмпирического исследования психологических аспектов изучения иностранных языков, анализа полученных данных и представления результатов научного исследования. В случае реализации дисциплины онлайн (полностью или частично) занятия проходят в синхронном дистанционном формате в Zoom / MSTeams по выбору преподавателя. Мероприятия текущего и промежуточного контроля проходят в синхронном дистанционном формате в Zoom / MSTeams по выбору преподавателя. На занятиях студенты обязаны включать камеру и микрофон по требованию преподавателя. Во время мероприятия текущего и промежуточного контроля студенты обязаны включать камеру для однозначной идентификации личности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Психологические аспекты изучения иностранных языков» является развитие у студентов компетенций, способствующих интеграции представлений о психологических факторах в процессе обучения иностранным языкам и формированию первичных навыков их исследования при помощи научных методов. Изучение дисциплины базируется на сформированных в школе знаниях о научных методах познания, развитии человека и освоении иностранных языков в рамках гуманитарно-социальных (психология, русский и английский языки) и естественно-научных (биология) дисциплин (пререквизиты). Полученные знания используются далее в научной, академической и профессиональной деятельности (постреквизиты). В результате освоения дисциплины «Психологические аспекты изучения иностранных языков» студенты формируют следующие компетенции: Способность критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач Способность видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности. Способность выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту. Овладение стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования. Способность оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы научного исследования, содержание программы исследования, методы изучения психологических факторов изучения иностранных языков. Ориентируется в средовых, индивидуальных и личностных факторах изучения иностранных языков. Может указать психологические факторы, вызывающие сложности при изучении иностранных языков и возможные способы их преодоления.
  • Способен к анализу реализованного ранее результатов научного исследования, его критическому осмыслению. Разрабатывает дизайн собственного исследования психологических аспектов изучения иностранных языков, может его провести. Готов представлять результаты собственного исследования с использованием современных информационных технологий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теоретические основания исследования психологических факторов изучения иностранных языков
  • Раздел 2. Исследование психологических аспектов изучения иностранных языков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная письменная работа
    Контрольная письменная работа в форме теста по теоретическим основам исследования психологических аспектов изучения иностранных языков
  • неблокирующий Cамостоятельная работа
    Самостоятельная работа в форме письменного анализа эмпирических статей с результатами исследования психологических аспектов изучения иностранных языков
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в форме устного доклада (с презентацией) по результатам собственного исследования психологических аспектов изучения иностранных языков.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Cамостоятельная работа + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Контрольная письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ступницкий, В. П. Психология : учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 516 с. - ISBN 978-5-394-03461-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com./catalog/product/1092990 . – Режим доступа: по подписке.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бучило, Н. Ф. Искусство и методология социально гуманитарного познания : монография / Н.Ф. Бучило. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 240 с. - ISBN 978-5-91768-802-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1173606 . – Режим доступа: по подписке.

Авторы

  • Барклянская Надежда Владимировна
  • Ряпина Наталья Евгеньевна
  • Руднова Наталья Александровна