We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

General Management

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Foreign Languages (Faculty of Management)
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Сокерина Анастасия Вячеславовна

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Общий менеджмент» способствует формированию общих представлений об условиях и факторах, влияющих на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества, привитию студентам системного видения организации и ее окружения, усвоению теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной экономики, функциях и принципах менеджмента. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы, обеспечивающих базовую подготовку.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов способности к системному видению организации и ее среды на основе теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной экономики, а также современных представлений об условиях и факторах, влияющих на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Может определить понятие «управленческое решение», знает методы принятия решений, методы диагностики проблем, может продиагностировать проблему и разработать управленческое решение
  • Знает основные организационные структуры, умеет выделить их особенности, плюсы и минусы, умеет провести структурную диагностику.
  • Знает основные этапы становления менеджмента. Различает подходы к методам управления в доиндустриальную и индустриальную эпоху. Знает особенности школ менеджмента: научного менеджмента, административной школы, «человеческих отношений» и «новой школы наук о поведении». и т.д. Различает современные взгляды на управление и уметь выделить характерные черты синтетического подхода, ситуационного управления, концепции «7S», теории Оучи, концепции «обучающейся организации.
  • Знать определение понятия "коммуникации", знать виды коммуникаций, знать коммуникационные барьеры, уметь разрабатывать предложения по их устранению.
  • Понимает сущность и значение планирования деятельности в организации. Знает определение и понимает разницу между миссией, целями, планами организации, иерархией целей. Знает классификацию планов, что такое план-проект, бизнес план, стратегический план.
  • Студент должен знать и трактовать понятие «менеджмент». Знать основные процессы организации и внутриорганизационные процессы. Знать функции и роли менеджера в организации по Г. Минцбергу и по П. Друкеру. Знать модели и этапы жизненного цикла организации.
  • Студент должен знать определение понятия "лидерство", основные теории лидерства и их особенности. Знать концепции, модели и типологии лидерского поведения.
  • Студент должен знать определение понятия «мотивация». Знать содержательные, процессные и комбинированные теории мотивации. Понимать сущность современных подходов к трудовой мотивации.
  • Студент должен понимать суть контроля как функции менеджмента. Знать типы контроля, этапы контроля. Уметь применять методы контроля. Понимать разницу между бюрократическим контролем и децентрализованным контролем.
  • Студенты должны знать определения понятий "организация", "среда организации", должны перечислить факторы, влияющие на внешнюю и внутреннюю среду, должны уметь применять инструменты анализа внешней и внутренней среды организации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в теорию организации и менеджмента. Эффективный руководитель.
  • Тема 2. Эволюция теории и практики менеджмента
  • Тема 3. Понятие «Организация», её внутренняя и внешняя среда.
  • Тема 4. Разработка управленческих решений
  • Тема 5. Коммуникации в организации
  • Тема 6. Функции управления: Планирование.
  • Тема 7. Организация как функция менеджмента
  • Тема 8. Мотивация как функция менеджмента.
  • Тема 10. Контроль как функция менеджмента
  • Тема 9. Лидерство в организации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой творческий проект
    Творческое задание, направленное на практическое применение изученных в рамках курса моделей и инструментов менеджмента, в том числе анализа внешней и внутренней среды.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде теста по изученным темам с открытыми и закрытыми вопросами
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре включает в себя выполнение индивидуальных и групповых работ, активность при обсуждении вопросов, презентацию домашних заданий и микроконтроли
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.3 * Групповой творческий проект + 0.3 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кузнецов, И. Н. Эффективный руководитель : учебное пособие / И. Н. Кузнецов. — 5-е изд., пересм. — Москва : Дашков и К, 2018. — 596 с. — ISBN 978-5-394-02912-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/110747 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 656 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/988768

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общий и административный менеджмент : учебное пособие / С. Я. Юсупова, Р. А. Исаев, М. А. Буралова, Д. С. Саралинова. — Москва : Дашков и К, 2017. — 384 с. — ISBN 978-5-394-02029-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93420 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Федотова Вера Александровна
  • Шакина Марина Анатольевна
  • Сокерина Анастасия Вячеславовна
  • Барклянская Надежда Владимировна
  • Джидалаева Полина Андреевна