• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Язык – не только оболочка, в которой мы находимся, средство общения и познания окружающего мира. Это и код, которому мы подчиняемся и который готовы с радостью использовать в любой момент, и сложная система, где элементы взаимодействуют друг с другом и каждому элементу отведено свое место. Используя родной язык, мы редко задумываемся о том, как он устроен. Изучение иностранного языка заставляет нас обращать внимание на сходства и различия в языках, а владение несколькими языками (или, по крайней мере, знакомство с ними) дает возможность видеть их общие и уникальные свойства. Введение в языкознание – курс, обязательный для данной программы, – наилучшим образом способствует лингвистической подготовке студента. Курс готовит студентов к освоению всех последующих лингвистических дисциплин, изучаемых в рамках программы: истории английского языка, лексикологии, теоретической грамматике, теоретической фонетике, стилистике, а также к курсу общего языкознания в программе магистратуры. В ходе изучения дисциплины рассматриваются такие вопросы, как языковой знак и его свойства, структура языка, связь языка и мышления, соотношение языка и речи, происхождение языка, виды языковых единиц, история письма и основные типы письменности, многообразие языков мира, классификация языков. В результате изучения дисциплины студенты приобретают целостное видение языка как системы, навыки анализа языковых фактов, опыт контрастирования несходных языков. Занятия проходят в форме лекций и семинаров с частым использованием игровых моментов. Использование фактов разных языков делает занятия живыми и увлекательными. Требования к приступающим к изучению дисциплины: знание русского языка в рамках программы средней школы, английского – В1.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин.
  • - сообщить студентам знания по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности;
  • - дать представление о общих принципах организации и функционирования языка;
  • - ознакомить студентов с многообразием языков мира, основными типами языков и языковыми семьями;
  • - ознакомить студентов с закономерностями использования языка в обществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать основы общей фонетики и фонологии, свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи
  • Студент должен знать основы теории текста, историю письма.
  • Студент должен знать особенности функционирования языка в обществе, типы языковых ситуаций, социальную типологию языков
  • Студент должен знать особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, общую структуру языка, теории происхождения языка
  • Студент должен знать принципы генеалогической и типологической классификации языков.
  • Студент должен знать свойства слова как важнейшей единицы языка, семантические изменения, лексические группировки в языке
  • Студент должен знать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства морфем, словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы языкознания
  • Основы фонетики и фонологии
  • Основы морфемики и словообразования. Основы лексикологии
  • Основы грамматики (морфология и синтаксис). Основы теории текста и дискурса
  • Теория письма.
  • Основы лингвистической типологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные тесты
    Количество тестов и их содержание определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия в конкретной группе. Как правило, это проверочные тесты, предлагаемые по завершении отдельных разделов.
  • неблокирующий Устная аудиторная работа
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Подготовленные письменные задания
    Подготовленные письменные задания включают: 1) разбор текста по схеме, предложенной преподавателем; 2) конспект фрагмента научно-популярной книги по языкознанию из списка, предложенного преподавателем (до 5 тетрадных страниц, выполняется от руки).
  • неблокирующий Экзамен
    По дисциплине проводится устный или письменный экзамен. О способе проведения экзамена студенты информируются преподавателем не позднее чем за месяц до его проведения. Студентам предлагается выбрать билет и дать развернутые ответы на два теоретических вопроса, а также выполнить практическое задание. Экзаменационная оценка представляет собой сумму оценок по трем вопросам, причем вес каждого теоретического вопроса составляет 40%, вес практического задания - 20%.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Устная аудиторная работа + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Подготовленные письменные задания + 0.05 * Активность + 0.1 * Письменные тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в языковедение : учебник для филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений, Реформатский, А. А., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
  • Даниленко В.П. - Введение в языкознание : курс лекций - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0833-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84289
  • научный редактор М. Э. Рут составители Е. Л. Березович, Н. В. Кабинина, О. В. Мищенко - Введение в языкознание: практикум - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-3607-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105145
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
  • Социальная лингвистика : пособие для гуманитарных вузов и лицеев, Мечковская, Н. Б., 2000