We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Language contacts in the modern world: bilingualism and multilingualism

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor


Leshchenko, Yuliya

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Языковые контакты в современном мире: билингвизм и многоязычие» предназначена для студентов 1 курса и ориентирована на ознакомление с теоретическими и экспериментальными подходами к изучению языковых феноменов, характеризующих ситуации взаимодействия двух и более языков в пределах единого социума/в сознании отдельного говорящего. Основной задачей дисциплины является формирование умений планирования и проведения экспериментальных исследований в сфере изучения би-/мультилингвизма. Дисциплина включает в себя ознакомление с основными понятиями, используемыми для описания языковых контактов (языковая ситуация, монолингвизм, билингвизм, многоязычие, языковое разнообразие, межъязыковые взаимодействия); современными моделями и типологиями билингвизма и многоязычия, спецификой языкового сознания, формируемого в би-/мультилингвальных ситуациях; экспериментальными методами изучения языкового сознания билингва/мультилингва (ассоциативный эксперимент, классификационный эксперимент, прайминг-эксперимент, окулографический эксперимент, эксперимент по изучению функциональной активности мозга). По окончании курса слушатели овладеют основной терминологией, относящейся к сфере исследований би-/мультилингвизма, будут иметь представление о наиболее типичных би-/мультилингвальных языковых ситуациях в современном мире, а также смогут проводить собственные экспериментальные исследования отдельных аспектов взаимодействия двух и более языков в сознании говорящего. В случае реализации дисциплины онлайн (полностью или частично) занятия проходят в синхронном дистанционном формате в Zoom / MSTeams по выбору преподавателя. Мероприятия текущего и промежуточного контроля проходят в синхронном дистанционном формате в Zoom / MSTeams по выбору преподавателя. На занятиях студенты обязаны включать камеру и микрофон по требованию преподавателя. Во время мероприятия текущего и промежуточного контроля студенты обязаны включать камеру для однозначной идентификации личности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Языковые контакты в современном мире: билингвизм и многоязычие» является развитие у студентов компетенций, обусловливающих способность планирования и проведения экспериментальных научных исследований в сфере билингвизма/многоязычия, а также способность представлять результаты своего исследования в форме устного публичного выступления. Пререквизитами курса являются знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения дисциплины «Психологические аспекты изучения иностранных языков». Полученные знания используются на последующих этапах обучения для написания курсовых работ и ВКР (постреквизиты). Формат изучения дисциплины: без использования онлайн курса В результате освоения дисциплины «Языковые контакты в современном мире: билингвизм и многоязычие» студенты формируют следующие компетенции: Способность критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Способность использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач. Способность видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности. Готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения. Владение стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования. Способность оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия, относящиеся к сфере теории языковых контактов; знает разные типы языковых ситуаций и может охарактеризовать особенности языковой ситуации в отдельно взятом социуме; знает основные параметры, определяющие индивидуальный тип билингвизма/ многоязычия и может охарактеризовать его у отдельно взятого говорящего с опорой на современные модели.
  • Знает основные экспериментальные методы изучения билингвизма/многоязычия; умеет пользоваться отдельными экспериментальными методиками (ассоциативный эксперимент, классификационный эксперимент, прайминг-эксперимент); может осуществить первичную обработку и анализ полученных экспериментальных данных, сформулировать основные выводы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Понятие языковых контактов в современном мире: теоретические аспекты изучения билингвизма и многоязычия.
  • Раздел 2. Экспериментальные методы изучения языкового сознания билингва/мультилингва
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа в виде реферирования научных статей
  • неблокирующий Контрольная работа по Разделу 1
  • неблокирующий Контрольная работа по Разделу 2
  • неблокирующий Экзамен (выполнение группового исследовательского проекта)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Самостоятельная работа в виде реферирования научных статей + 0.2 * Контрольная работа по Разделу 2 + 0.2 * Контрольная работа по Разделу 1 + 0.4 * Экзамен (выполнение группового исследовательского проекта)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Иностранные языки: психология усвоения: Учебное пособие / Ерчак Н. Т. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2019. - 336 с.: (Высшее образование: Бакалавриат) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1030524

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство и методология социально-гуманитарного познания: монография / Н. Ф. Бучило. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/940503