Паспорт образовательной программы
09.03.04 Программная инженерия
Да
4 года
Очная форма обучения, 240
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
Программа направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать профессиональные задачи проектирования, разработки и эксплуатации информационных систем и технологий, владеющих современными методами и средствами создания программных продуктов различного назначения и способными работать в командах и руководить командами разработчиков при создании сложных программных систем.
Необходимость в перечисленных выше специалистах диктуется потребностями современной экономики: стремительным развитием рынка продуктового и заказного программирования, информатизацией государственных структур, открытием ИТ-технопарков, потребностями частного бизнеса.
Выпускники образовательной программы востребованы как в крупных ИТ‑компаниях, занимающихся продуктовой и заказной разработкой программных систем, так и в ИТ‑подразделениях компаний широкого профиля, где требуется разработка и внедрение программного обеспечения (банковские организации, промышленные предприятия, консалтинговые фирмы и т.п.).
Основные конкурентные преимущества программы:
- Высокий уровень подготовки. Программа соответствует международным рекомендациям по преподаванию компьютерных дисциплин в высших учебных заведениях в области Computer Science.
- Систематическая актуализация учебного плана. При разработке учебных планов и программ учебных дисциплин учитываются тренды развития ИТ-отрасли. В разработке программ дисциплин и учебных планов участвуют представители потенциальных работодателей.
- Гармоничное и разностороннее развитие. Программа оптимально сочетает дисциплины в области программирования, технологий проектирования и разработки информационных систем, аналитических и организационных инструментов управления для принятия решений при командной разработке сложных программных продуктов, что позволяет выпускникам приобрести компетенции необходимые для участия в командной разработке программных систем, а также руководства командами разработчиков.
- Индивидуальная образовательная траектория. У студентов, имеющих среднее специальное, высшее или незаконченное высшее образование, происходит перезачет дисциплин, пройденных им при получении среднего специального или первого высшего образования, за счет чего срок обучения сокращается с 4 до 3 лет. На третьем курсе студент, помимо выбора основного трека, формирует индивидуальную образовательную траекторию за счет курсов по выбору, что позволяет ему освоить узкие специальности и получить знания в смежных областях.
Практикоориентированность и развитие гибких навыков. Важной особенностью процесса обучения является получение умений и навыков командной работы в типичных условиях разработки ПО, участие в реальных командных проектах при прохождении практик и стажировок в ведущих ИТ-компаниях, являющихся партнерами ООО «Нетология» и НИУ ВШЭ Пермь. Проектная деятельность реализуется как обязательный элемент подготовки бакалавра, что позволяет формировать профессиональные компетенции и навыки командной работы в реальных условиях в ведущих ИТ-компаниях.
Траектория «Автоматизация процессов разработки программных систем (DevOps)»
Области профессиональной деятельности:
01 Образование и наука (в сфере компьютерных наук, а также в сфере общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования);
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере индустриального производства программного обеспечения для информационно – вычислительных систем различного назначения);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности (в сфере организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информатики и вычислительной техники).
Типы задач профессиональной деятельности:
- научно-исследовательский;
- производственно-технологический;
- организационно-управленческий;
- проектный
- педагогический.
Выпускник должен обладать следующими компетенциями.
Профессиональные компетенции:
ПК-1. Способен применять классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами
ПК-2. Способен применять методы контроля проекта и осуществлять контроль версий
ПК-3. Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем
ПК-4. Способен применять и использовать методы и инструментальные средства исследования объектов профессиональной деятельности
ПК-5. Способен готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях
ПК-6. Способен моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения
ПК-7. Способен оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения
ПК-8. Способен создавать программные интерфейсы
ПК-9. Способен использовать операционные системы, сетевые технологии, средства разработки программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, систем управления базами данных
ПК-10. Способен использовать различные технологии разработки программного обеспечения
ПК-11. Способен применять концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества
ПК-12. Способен применять стандарты и модели жизненного цикла.
ПК-13. Способен автоматизировать процессы разработки, включая сборку, тестирование и доставку ПО.
Траектория «Управление командой разработки»
Области профессиональной деятельности:
01 Образование и наука (в сфере компьютерных наук, а также в сфере общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования);
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере индустриального производства программного обеспечения для информационно – вычислительных систем различного назначения);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности (в сфере организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информатики и вычислительной техники).
Типы задач профессиональной деятельности:
- научно-исследовательский;
- производственно-технологический;
- организационно-управленческий;
- проектный
- педагогический.
Выпускник должен обладать следующими компетенциями.
Профессиональные компетенции:
ПК-1. Способен применять классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами
ПК-2. Способен применять методы контроля проекта и осуществлять контроль версий
ПК-3. Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем
ПК-4. Способен применять и использовать методы и инструментальные средства исследования объектов профессиональной деятельности
ПК-5. Способен готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях
ПК-6. Способен моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения
ПК-7. Способен оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения
ПК-8. Способен создавать программные интерфейсы
ПК-9. Способен использовать операционные системы, сетевые технологии, средства разработки программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, систем управления базами данных
ПК-10. Способен использовать различные технологии разработки программного обеспечения
ПК-11. Способен применять концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества
ПК-12. Способен применять стандарты и модели жизненного цикла.
ПК-14. Способен принимать решения в управлении всеми аспектами разработки программного продукта, включая бизнес-анализ, командное взаимодействие и техническое руководство.
Дисциплины учебного плана разделены на два модуля: базовый и профессиональный. Базовый модуль формирует основные компетенции будущего ИТ-специалиста любого профиля и позволяет студентам гибко и более осознанно выстраивать свою профессиональную траекторию в дальнейшем. Дисциплины базового модуля изучаются на первом, втором и частично на третьем курсах. Часть дисциплин базового модуля может быть перезачтена при условии, что они были изучены студентом при получении среднего специального или первого высшего образования.
Согласно образовательному стандарту направления 09.03.04 «Программная инженерия» базовый модуль включает математические дисциплины, дисциплины цикла Data Culture, дисциплины компьютерного цикла, ДОЦ, факультативы и проекты.
Ключевой элемент образовательного самоопределения студентов – профориентационный семинар, предназначенный для информирования студентов о рынках, профессиях и перспективах профессионального трека проводится с привлечением представителей ИТ-компаний – партнеров НИУ ВШЭ Пермь и ООО «Нетология». Проектная деятельность студентов также базируется на сотрудничестве с ИТ-компаниями. После прохождения базового модуля студенты обладают минимально-достаточными набором знаний и компетенций для выполнения проектных работ на базе ИТ-компаний и работе по специальности.
В вариативный профессиональный модуль включены дисциплины, формирующие компетенции, связанные:
- с разработкой сложных распределенных программных систем: Компьютерные сети, Управление производительностью приложений и высоконагруженных систем
- с использованием современных технологий разработки программного обеспечения: Облачные технологии и вычисления, Библиотеки и фреймворки бэкенд-разработки;
- с разработкой программных систем, защищенных от несанкционированного доступа: Разработка защищенных программ и систем.
Проектные семинары на первом и втором курсах предполагают формирование компетенций, связанных с управлением жизненным циклом программных систем и работой в команде, а также разработкой программных систем средней сложности.
Вовлечение студентов в проектную деятельность предполагается выполнять на базе проектов, предлагаемых ИТ-компаниями, сотрудничающими с ООО «Нетология», а также проектов, предлагаемых научно-учебными лабораториями НИУ ВШЭ.
Научно-исследовательский семинар на 4 курсе знакомит студентов с особенностями научно-исследовательской работы и дает возможность выбрать в качестве выпускной квалификационной работы наряду с проектной работой научно-исследовательскую работу.
Командный проект по программной инженерии предполагает выполнение разработки программной системы средней сложности в составе команды и выполняется под руководством преподавателей-практиков из числа партнеров ООО «Нетология».
Студенты проходят производственную практику на 3 курсе в ИТ-компаний или ИТ- подразделениях крупных компаний – партнеров НИУ ВШЭ Пермь и ООО «Нетология».
На 4 курсе студенты проходят преддипломную практику, связанную с подготовкой выпускной квалификационной работы, либо в подразделениях НИУ ВШЭ-Пермь, либо в ИТ-компаниях/подразделениях крупных ИТ-компаний– партнеров НИУ ВШЭ Пермь и ООО «Нетология».
После прохождения базового модуля происходит разделение студентов по трекам (профессиональный модуль дисциплин).
Студенты, выбравшие профессиональную специализацию «Автоматизация процессов разработки программных систем (DevOps)» изучают дисциплины из блока дисциплин, связанных с автоматизацией технологических процессов сборки, настройки и развёртывания программного обеспечения: Администрирование сетей и автоматизация систем, Виртуализация и управление виртуальными средами, Системы непрерывной интеграции и поставки, Системы мониторинга и анализа.
Студенты, выбравшие специализацию «Управление командой разработки» изучают дисциплины, связанные с управлением в сфере ИТ, продуктовым менеджментом и управлением качеством.
Таким образом, для выпускника предусмотрена возможность получить квалификацию бакалавр по направлению 09.03.04 «Программная инженерия» с возможностью специализации в области DevOps-инженерии или с планированием развития карьеры в роли Team-Lead разработки. Базовой карьерой выпускника программы может стать Full-stack-разработка с возможностью самостоятельно после выпуска специализироваться в Front-end или Back-end разработке.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Программные системы и автоматизация процессов разработки»