Студенты из Таджикистана: «Если я вернусь учиться в Россию, это однозначно будет Вышка»
На протяжении семестра три студента Таджикского государственного финансово-экономического университета обучались в Высшей школе экономики в Перми на образовательной программе «Экономика» в рамках программы академической мобильности. Зуфар Холмирзоев, Насимджон Исломов и Мухаммад Ниёзов поделились своими впечатлениями о Вышке и о Перми.
— Где вы познакомились?
Зуфар: В учебном офисе моего университета во время подготовки необходимых документов мне сказали, что из нашего университета едут еще два студента, с которыми я познакомлюсь в аэропорту. Так и произошло. Я узнал ребят только по пути в Пермь.
Мухаммад: Нам удалось подружиться, найти контакт. Морально было легче в том плане, что мы все приехали не по отдельности, что мы все из одного университета.
— Расскажите о ваших первых впечатлениях
Мухаммад: Помню день отправления, стоял январь, у нас было очень тепло. А когда мы приземлились в Екатеринбурге, было – 20° — настоящая зима. Дома такой температуры не бывает совсем.
Насимджон: Да, перепад был большой. Не скажу, что было сложно, ведь привыкнуть можно ко всему, и у нас не было выбора. Лично мне не было трудно привыкнуть, акклиматизация прошла достаточно быстро. Наоборот, было интересно, это были новые ощущения для меня, несмотря на то, что раньше я уже был в России. Один семестр я провел в Пскове.
Зуфар: Это была моя первая поездка за рубеж, и меня переполняли эмоции. Поэтому первое время холод меня не смущал, я был счастлив. Лишь спустя месяц стал замечать, что если я выхожу на улицу и не могу открыть глаза – значит, холодно.
Мухаммад: Мне понравилась зима, мне понравилось, что здесь много снега. Но мне кажется, что по снегу в ближайшее время я скучать не буду.
— Трудно ли было родителям вас отпустить?
Зуфар: Мне пришлось убеждать своих родителей, чтобы они разрешили мне ехать. Им нужна была полная информация: кто встретит, где я буду жить, кто будет за мной присматривать. Мне удалось их убедить, что все будет под контролем. Со временем они стали проще относиться к моему отъезду, но каждые два дня нужно было обязательно созваниваться, иначе на третий день родители бы начинали меня искать.
Мухаммад: Конечно же, родители переживали. После школы я поступил в университет, и для учебы мне пришлось переехать в Душанбе. Поэтому мы с родителями уже привыкли жить вдали друг от друга. Родители знают, что я могу быть самостоятельным, поэтому, когда я их спросил, могу ли я поехать в Россию, они меня поддержали.
— Почему вы выбрали программу «Экономика»?
Зуфар: я выбирал между государственным управлением и экономикой. К сожалению, на первую специальность я не прошел по конкурсу, поэтому мой путь был определен.
Мухаммад: Я поступил не сразу после школы, поэтому у меня было время подумать, с чем мне будет легче справиться, что мне интересно и где мои знания могут пригодиться. Я выбрал «Налоги и налогообложение». Мне нравятся гуманитарные науки, с этой специальностью я смогу получать знания и применять их на практике.
— Много ли студентов из вашего университета ездят за границу по программам мобильности?
Насимджон: Очень много, но в Вышку мы поехали первые. Как правило, помимо России ребята ездят в Казахстан, Киргизию.
Зуфар: В среднем нам можно 3 раза съездить по мобильности в бакалавриате, с первого по третий курс. На четвертом уже не отпустят. Я бы на следующий год хотел поехать в Узбекистан, мне кажется, это очень красивая страна с достойными университетами.
Мухаммад: Я не думаю, что поеду по мобильности на третьем курсе. Я хочу все свободное время уделить практике по моей специальности – налогам. Это поможет мне в будущем быстрее освоить профессию.
— Что вы ждали от обучения в ВШЭ, и с какой реальностью вы столкнулись?
Зуфар: У меня были одноклассники, которые поступили учиться в зарубежные университеты. Я же не смог поступить на бюджетное место, поэтому остался в Таджикистане. Но мне было жутко любопытно, каково жить в другой стране, какие бывают трудности. Учиться дома намного легче, ведь ты можешь общаться на родном языке, так или иначе сможешь что-то объяснить. Теперь же приходилось прикладывать больше усилий, чтобы что-то получалось. Но я был морально настроен, поэтому ожидания подтвердились. Плюс мои друзья заранее помогли мне подготовиться.
Насимджон: Я хотел понять, что такое Высшая школа экономики. Ну и я понял, что школа… высшая.
Зуфар: Здесь другой уровень образования, другие подходы к обучению. В Вышке все занятия сводятся к практике. Дома мы в основном слушаем лекции. Не знаю, что будет на 3 и 4 курсе, но до этого момента у нас была сплошная теория. Но в Вышке мы научились делать проекты, анализировать.
Мухаммад: Такая система намного полезнее, ведь здесь студентов сразу готовят к настоящей работе, прививают опыт.
— Чем запомнится обучение в Вышке больше всего?
Насимджон: Десятибалльная шкала оценок. У нас шкала состоит из ста баллов. Мне было трудно перестроиться. Когда я получал оценку, первое время я не понимал, хорошо это или плохо.
Мухаммад: Я запомню, как тепло нас приняли. Преподаватели всегда нам помогали. Они понимали, что мы имеем сложности с русским языком, поэтому, когда у меня были вопросы, я знал к кому обратиться и получал поддержку и помощь. Поначалу даже со всеми объяснениями было непросто разобраться, как смотреть расписание, как получать домашнее задание, как работать в электронной системе. Но моя староста была очень терпеливой и внимательной, со временем все получилось.
Зуфар: Я сделал определенные открытия о самом себе, узнал, каким я могу быть в непривычной для себя обстановке. Я обрел новые знакомства, друзей, посмотрел на другую жизнь. Перед поездкой я был намерен встать на более осмысленный путь развития, понять, чего я хочу, получить преимущества по сравнению с другими студентами моего вуза. Мои родные стали говорить, что я изменился. Мне так не кажется, по мне все осталось прежним. Но родители отмечают, что, когда мы говорим по телефону, я иначе излагаю свои мысли, затрагиваю определенные темы, несвойственные мне раньше. Мне приятно, что они так считают.
— Чувствовали ли вы поддержку, находясь здесь?
Зуфар: Я понял, что нужно самому делать первый шаг, задавать вопросы, иначе специально никто не подойдет и не подскажет. Но после первого шага все становится легче.
Насимджон: Преподаватели очень нам помогали. Еще большую поддержку мы чувствовали от наших земляков, которые вместе с нами жили в общежитии. Местные студенты менее общительные. Возможно, дело в менталитете. Но невозможно судить о нации по одному человеку или двум. На контрасте я отметил, что наш народ очень открыт и гостеприимен. Здесь люди, как правило, первое время более отстраненные, по крайней мере, это то, что я заметил по отношению к себе. Я думаю, со временем в Пермь и Вышку будет приезжать все больше иностранных студентов, и общение станет более тесным и открытым; сменится поколение студентов, и все меньше людей будут выделять себя и других по национальному признаку.
Зуфар: Мне кажется, это уже происходит. Например, третьекурсники более активно идут на контакт, например, по сравнению с первокурсниками. То есть, чем старше студенты, тем более открытые у них взгляды.
— Почувствовали ли вы, что ваши навыки русского языка улучшились?
Мухаммад: Разговорная практика очень помогла обратить внимание на ошибки, которые я раньше делал, и начать от них избавляться. Но я считаю, что мне по-прежнему следует повышать свой уровень владения языком.
Зуфар: По-моему, это очевидно, что мой русский по сравнению с началом обучения в Перми стал намного лучше. Мы с Насимом часто принимали участие во внеучебных мероприятиях, и это позволило нам практиковать русский язык в полной мере.
Насимджон: К сожалению, когда мы приедем домой, что-то начнет забываться.
— Какие дисциплины показались вам самыми интересными?
Зуфар: Вместе с третьекурсниками я посещал дисциплину «Институциональная экономика». Марина Витальевна навела меня на многие мысли, было очень интересно, это очень повлияло на мое мышление. Трудности с учебой были, но со временем привыкаешь. Главное было разобраться, как работает система обучения.
Мухаммад: Я бы хотел особо отметить «Организационное поведение» и «Управление человеческими ресурсами». Поначалу мне было непонятно и даже скучно, но с каждым разом я получал все больше мотивации, мне становилось очень интересно. Мне теперь хочется выбрать это направление при обучении в магистратуре.
Насимджон: До Вышки я очень любил английский, и думал, что делаю успехи. Здесь мы пришли на занятия, и мне показалось, что студенты владеют языком на профессиональном уровне. Я был огорчен. Уровень студентов намного выше моего. Еще нам удалось подружиться здесь со студентками по обмену из Англии. С ними мы общались, наверное, больше всего. Они помогали нам практиковать наш английский язык. К сожалению, даже когда мы делали ошибки, они их не исправляли. Им удавалось понять, что мы пытались сказать. Но теперь у меня впечатление, что если я окажусь в Англии, меня кто угодно сможет понять. Дома я обязательно продолжу изучать английский.
— Чем планируете заниматься летом?
Зуфар: Сначала мы должны пройти практику, потом закрыть все долги по учебному плану за 2 курс.
Мухаммад: За лето я бы хотел подтянуть русский язык и математику, потому что здесь у меня были определенные сложности.
— Через 2 года вы получите дипломы. Что планируете делать после этого?
Зуфар: Я собираюсь в зарубежную магистратуру. Это моя главная цель. Если я закончу бакалавриат с красным дипломом, то я смогу сразу же поступать в магистратуру, иначе придется ждать три года согласно нашему законодательству. Я рассматриваю Турцию и Россию. Если я остановлю выбор на России, то это однозначно будет Высшая школа экономики. Тем более, я уже все здесь знаю. Ждите моего звонка.
Насимджон: Для начала нужно дождаться диплома, ведь до этого еще очень много времени. В идеале, я бы хотел поступить в магистратуру в США. Но жить после этого я вернусь на родину. Я единственный сын в семье и должен помогать моим родителям.
— Кем бы вы хотели работать после окончания обучения?
Зуфар: Для начала я побуду наемным работником, чтобы получить опыт. Но, на самом деле, я бы не хотел ни на кого работать. Я разработаю бизнес-план, просто пока не решил, какая это будет сфера. Но я намерен создать свое дело.
Насимджон: Если я найду работу по своей специальности, то буду приобретать опыт. Мне бы хотелось работать в международной сфере, с крупными компаниями. Возможно, я бы мог стать дипломатом и много путешествовать.
Мухаммад: Для начала, я намерен закончить обучение. Затем, скорее всего, какое-то время я буду поддерживать дело моего брата и родственников, они торгуют текстилем. Они уже не дождутся, когда я закончу учебу. Но я не планирую отдавать этому много лет.
— Нравится ли вам жить за границей?
Мухаммад: Несмотря на то, что я уже довольно давно живу самостоятельно, раньше за меня все делала мама, и я воспринимал это как что-то само собой разумеющееся. Но благодаря тому, что пришлось учиться делать все самому, видеть, сколько времени это отнимает, я научился ценить родительскую поддержку и заботу еще больше.
Насимджон: Мне нравится жить в России. Зная, что у тебя ограниченное время пребывания здесь, ты стараешься узнать, увидеть, сделать, попробовать как можно больше. Исследовать то, чего ты не видишь у себя дома. Пермь – очень модернизированный город. Большие дома и сооружения, гипермаркеты, я нашел здесь для себя много нового. Кроме этого, самостоятельная жизнь очень сильно прокачивает различные навыки. В дальнейшем в жизни этот опыт очень пригодится, ведь впереди предстоит немало вещей, которые придется решать самому. Ты уже знаешь, как реагировать на определенные вещи, как обустроить быт, приготовить еду, погладить одежду. Отдельно хочу отметить то, что у российских студентов интернет в неограниченном доступе. Если бы у нас дома был такой интернет, у нас было бы намного больше возможностей. Он позволяет бесплатно или за деньги изучать языки, бизнес-направления. Можно вступать в различные группы, пользоваться соцсетями, в онлайне можно найти что угодно. В Таджикистане многие сайты заблокированы.
— Будете ли советовать другим ребятам ехать в Вышку?
Насимджон: Ребята уже заинтересованы ехать сюда. Мой друг уже готовит документы, чтобы участвовать в конкурсе. После моих рассказов друзья хотят приехать именно в Вышку, задают мне очень много вопросов, и я с радостью отвечаю. Благодаря нашему вузу у нас есть такая замечательная возможность ездить в другие университеты, узнавать образовательную систему других стран, расширять кругозор. Плюс, если кто-то хочет поступить в магистратуру Вышки, то приехать на семестр – лучшее решение.
Зуфар: Однозначно, если есть цель — прокачать свои навыки и знания, повысить свой уровень, бросить себе вызов в учебе — нужно ехать в Высшую школу экономики. Если у студента цель повеселиться, посмотреть другой город, развлекаться, то это не сработает. Мне кажется, студенты должны осознанно подходить к мобильности.
— Что вы посоветуете тем, кто едет в Пермь на учебу?
Насимджон: Одеваться потеплее. А еще предварительно пообщаться с теми ребятами, кто уже ездил по обмену. Отдельно советую всем посетить настоящую русскую баню, особенно зимой. Я был очень удивлен тому, что люди могут сидеть в жаре по полчаса, а потом сразу выходить на холод. Мне объясняли, почему это полезно, но я уже забыл. Но мне очень понравилось, пожалуй, это одно из самых ярких воспоминаний за весь семестр.
Зуфар: Я посоветовал бы вести себя достойно.
Мухаммад: Согласен. Нам бы хотелось показать только самые лучшие наши стороны, и мне было бы неприятно, если бы кто-то из ребят моего родного университета оставил о себе не самое лучшее впечатление. Но, как говорится, если хочешь стать лучше – держись с теми, кто лучше тебя. Мы оказались в такой среде, и я счастлив.