• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Проектная деятельность — важная часть обучения, по сути это репетиция настоящей работы»

Студенты образовательной программы «История» в рамках обучения разрабатывают разнообразные медийные проекты. Одним из успешных стал прототип сайта «ЭкоПикника» и стикеры с мамонтом Гретой. Реализация проекта — часть программы «Пространство соучастия» Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. Одна из задач фонда — развитие взаимодействия университета с культурными и социальными индустриями города и региона.

История проекта

В 2019 году Пермский краеведческий музей впервые провел в Хохловке «зеленый» экологический фестиваль «ЭкоПикник», на который приехали 110 человек из Перми и муниципалитетов Пермского края. В организации принимали участие Пермское отделение Всероссийского общества охраны природы, международный фестиваль зеленого документального «ЭкоЧашка», десятки эковолонтеров и активистов, в том числе из проектов «Чистые игры», «Слушай соловья» и др. Этот фестиваль впервые в практике музея апробировал экоэффективные подходы к организации музейных событий и больших фестивалей.

Студенты образовательной программы «История» Анна Теплякова, Любовь Шавшукова, Вероника Бабушкина и Дарья Старкова разрабатывали экологический квест, который проходил в «Ночь музеев» и «Ночь искусств» 2018 года. Летом 2019 года они продолжили реализацию этого экологического вектора, участвуя в организации фестиваля «ЭкоПикник» в Хохловке, в частности помогая с логистикой и координацией посетителей на фестивале. В «ЭкоПикнике» участвовали Анна Теплякова, Любовь Шавшукова, Вероника Бабушкина, а также Анна Остапенко, которая занималась координацией «Экомаркета».

Студенты Высшей школы экономики и до этого участвовали в экологических музейных проектах, в частности в 2018 году принимали участие в проекте «Добро пожаловать в Антропоцен!», признанном лучшим реализованным проектом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Этот проект ставил целью пересмотр экологической политики, которую реализует музей.

Экомедийный проект

Осенью студентки продолжили работу над проектом, уже в цифровом формате. Куратором проекта от краеведческого музея выступила Юлия Глазырина. В рамках учебной дисциплины «Цифровые проекты для социальных и культурных институций» кураторы из музея несколько раз приходили на занятия, а также тесно работали со студентами самостоятельно. Студенты посещали музей, общались с сотрудниками.

Результатом работы стали несколько проектов:

— прототип сайта «ЭкоПикника», аккумулирующий работу разных экологических движений и активистов города Перми. В дальнейшем он станет платформой для ежегодного мероприятия Пермского краеведческого музея – Экопикника в Хохловке.

стикеры с мамонтам Гретой для мессенджеров «Телеграм», «Вайбер» и «Вотсап», которые отсылают и к Музею пермских древностей (мамонты), и к актуальной экологической повестке (Грета Тунберг и глобальное потепление). Этот проект был реализован в рамках школы Анны Качкаевой, иллюстратор – Екатерина Тимофеева.

— путеводитель для пешего тура «По зеленой хохловской макушке» на платформе izi.Travel. С помощью путеводителя можно прослушать информацию о всех памятниках архитектуры и насладиться природой на территории архитектурно-этнографического комплекса «Хохловка»

На итоговой защите проектов присутствовала не только куратор проекта от музея, но и директор АЭМ «Хохловка» — Юлия Бушмакина. В социальных сетях Музея пермских древностей была новость про проект, особенно всем полюбились стикеры с Гретой.

Юлия Глазырина
заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея

Музей очень признателен сотрудничеству с Высшей школой экономки и студентами. Мы видим два ключевых принципа партнерства. Первое — возможность студентам реализовать идеи в проектах, которые являются социально значимыми и находятся «на острие» музейной повестки России (в частности, экологически ориентированные проекты). Второе — возможность музея апробировать свои идеи с учетом независимого взгляда студентов как молодой аудитории, не терпящей компромиссов и не так часто приходящей в музеи, как нам бы хотелось.

В этом смысле партнерство музея и Вышки — очень динамичный и гибкий ресурс для развития обеих инструкций. 

Исмакаева Илиана Дамировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Преподаватель

Проектная деятельность — неотъемлемая часть учебного процесса студентов. Мы стараемся встроить проекты в учебный процесс, чтобы часть работы историки могли сделать в рамках учебных дисциплин, например, таких как «Цифровые проекты для социальных и культурных институций», «Публичная история», «Цифровая история», а также привлечь партнерские организации, дать возможность поучаствовать в реальных проектах музеев и архивов. Значительная часть проектов выполняется с использованием цифровых технологий. 

Необходимо отметить и то, что важен сам процесс проектной деятельности — генерация идей, поиск новой информации, приобретение новых навыков, знакомство и общение с экспертами и практиками. Кроме того, студенты учатся договариваться между собой и принимать взвешенные решения, учитывая интересы и мнения каждого.

Студенты о проекте

Анна Теплякова
студент образовательной программы История

Идею проекта предложил наш куратор музея Юлия Глазырина, мы взаимодействовали с ней через социальные сети, по важным вопросам она нам по возможности помогала. Благодаря проекту я научилась делать и оформлять сайты, загружать стикеры в социальные сети (создание и загрузка стикеров были частью проекта) и получила другие навыки в digital сфере.

Данный проект дал мне хорошие отношения с сотрудниками музея, новые навыки и знания. Проектная деятельность — важная часть обучения, по сути это репетиция настоящей работы и требует немало сил для реализации.

Анна Остапенко
студентка образовательной программы История

Экологическую составляющую было удобно сделать и музею, соорганизатору Экопикника, и мне, поскольку я активна в этом направлении и координировала работу с экобизнесами на этом фестивале, и отчасти моим однокурсницам, которые волонтерили на экопроектах в музее. 

Практические навыки, которые, я думаю, мы все приобрели, это базовые знания по работе в разных программах, платформах: readymag, genially, canva, ряде других, в которых работали. 

Проектная деятельность помогла мне получить кредиты за мое любимое детище — Зеленую Вышку, поэтому, мне кажется, это очень здорово.

Любовь Шавшукова
студентка образовательной программы История

Куратор музея предоставил нам информацию о том, что они хотят получить на выходе, были предоставлен брендбук Хохловки, а также аудиогид. Я считаю, проектная деятельность важна для студентов, особенно для тех, кто хочет продвигать какую-то определенную тему или просто продолжать работать в музейном деле города.