• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Программа академической мобильности: первые впечатления

В этом году в Высшей школе экономики стартовала программа студенческой мобильности. Она позволяет каждому студенту Вышки провести целый семестр в любом кампусе НИУ ВШЭ и посещать занятия лучших профессоров.

В этом году в Высшей школе экономики стартовала программа студенческой мобильности. Она позволяет каждому студенту Вышки провести целый семестр в любом кампусе НИУ ВШЭ и посещать занятия лучших профессоров.

Так, 14 студентов факультета экономики НИУ ВШЭ — Пермь уже почти 3 месяца учатся в Москве, есть даже те, кто планирует поехать еще. «В текущем учебном году программа реализуется только в партнерстве с кампусом в Москве. Но я хочу отметить, что эта программа является для нас одной из приоритетных, поэтому мы и дальше будем ее развивать, – говорит заместитель декана факультета экономики А. Быкова, – для этого мы стараемся унифицировать наши учебные планы с кампусом в Москве, а в следующем году начнем работать с факультетами экономики в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге». Нам захотелось узнать, как и чем живут наши студенты в Москве. Мы задали им несколько вопросов. (Прим. авторский стиль повествования сохранен.)

 

Первой своими впечатлениями делится Дарья Журавлева, студентка 4-го курса факультета экономики.

—  Что подтолкнуло Вас к участию в программе академической мобильности? Чем привлекло обучение в московской Вышке?

— Так как программа мобильности в этом году проводилась в Вышке впервые, а учиться мне осталось только год, я решила поехать на осенний семестр в Москву. Почему? Прежде всего это интересный опыт. 3 года я проучилась в Перми, где все стало знакомо и привычно, поэтому захотелось перемены обстановки, пожить и поучиться в другом городе, оказаться в новых условиях. Ну, а поскольку московская Вышка — «главная», то всегда казалось, что здесь и преподаватели все только лучшие, а значит, и учат качественнее.

— Расскажите, как Вам первый модуль в Москве?

— Было немного сложно в первые две недели учебы. Незнакомый большой город, переполненный общественный транспорт, учебные корпуса, похожие на лабиринт, — мало общего с Пермью. Кроме того, нас не прикрепили к конкретной группе, пришлось самостоятельно составлять себе расписание. Поначалу еще и ребята московские смотрели на нас с недоумением: кто мы и откуда появились, приходилось раз за разом объяснять, что мы приехали из Пермского кампуса на один семестр. А когда всем все стало понятно, когда обжились в общаге, привыкли к транспорту и расписанию, стало проще. В принципе учеба все та же, как и в Перми: те же лекции и семинары, домашние задания, контрольные точки.

— С какими трудностями Вы столкнулись? Быстро ли сумели адаптироваться?

— Самой большой трудностью для меня было составление индивидуального расписания. Из-за того что расписание фиксировано на весь модуль, начинается путаница с датами: когда надо идти на пары, когда не надо. Еще приходится смотреть расписание всех групп (а их здесь, конечно же, больше чем в Перми) и на некоторые предметы ходить с одними, на другие — с другими! Иная история — поиск аудиторий: переходы, тупики, лестницы. Кто-то из ребят сравнил все это с Хогвартсом. Еще нам не выдали учебники, поскольку у нас не было московских читательских билетов. В целом для адаптации мне хватило примерно две недели.

 

— Каковы условия проживания? Долго ли приходится добираться до университета?

— Условия проживания здесь отличные, немногие университеты могут похвастаться такими общагами, как у Вышки. Меня поселили в четырехкомнатной квартире, всего в квартире живет 8 человек. В квартире есть и кухня, и санузлы, бытовая техника, бесплатный Wi-Fi. Обеспечивают даже бытовой химией. Каждые день ходят дежурные, проверяют, все ли нормально, собирают заявки, если что-то сломалось, приносят почту. Единственное серьезное неудобство — достаточно далеко до учебы. Сначала нужно на автобусе ехать до Одинцово, потом на электричке, на метро. В общей сложности получается, что выходить из дома нужно часа за два до начала пар.

 

— Какие курсы московских преподавателей показались Вам наиболее интересными? Расскажите о них подробнее.

— Мне больше всего понравился курс «Анализ финансовых рынков», который в первом модуле вел Андрей Иванович Столяров. Нам рассказывали основы фундаментального анализа фондового рынка, о взаимосвязях рынка с экономическими показателями, о принципах инвестирования, о том, как оценить инвестиционные перспективы компании и эффективность прогнозов аналитиков. К семинарам мы готовили презентации в группах, в которых сами пробовали оценивать компании, анализировать рынок. Сейчас у нас началась вторая часть курса — технический анализ, где нас научат строить механические торговые системы. Еще нравится «Оценка стоимости компании», этот курс нам читают на английском.

 

– Что общего у московской Вышки и пермской? Чем они различаются? Сложнее ли учиться в Москве?

– В целом процесс обучения в Москве и в Перми примерно одинаков. Есть отличие в системе оценки, так как здесь нет четкой структуры: семинары, контрольные точки, экзамен, каждый преподаватель определяет состав курса и веса самостоятельно, так что это может быть 30% домашних заданий и 70% оценки за экзамен. Так же, как и в Перми, многое приходится делать дома. Единственное, отмечу, не желая никого обидеть, ребята здесь учатся посильнее, то есть их уровень подготовки выше, поэтому иногда бывает сложно.

 

—  Удается ли Вам заниматься чем-то помимо учебы?

— Конечно же, я стараюсь, раз представилась такая возможность, провести полгода в столице, познакомиться с городом. Много гуляли по центру, по «классическим» туристическим местам, особенно в первые недели. Еще ходили на День Вышки, здесь это масштабное мероприятие в ЦПК им. Горького. Успела посетить несколько музеев: исторический, Музеи Кремля, дом-музей Булгакова, музей космонавтики. А еще, как большой любитель театра, стараюсь по возможности посещать спектакли, уже побывали с подругой в Государственном кремлевском дворце на балете, в театре Моссовета, Современнике, Театре оперетты.

 

О своей учебе в Москве рассказывает Елизавета Коровина, студентка 3-го курса факультета экономики.

 

— Что подтолкнуло Вас к участию в программе академической мобильности?

— Желание изменить что-то в своей жизни, понять, чем я хочу заниматься дальше (как после 3-го курса, так и вообще), познакомиться с новыми интересными людьми. Говорят, смена остановки помогает разобраться в подобных вопросах. Москва — город больших возможностей, здесь расположились многие инвестиционные, консалтинговые, аудиторские компании, которые регулярно проводят мастер-классы, организуют программы, направленные на привлечение лучших студентов работать в их компании. Есть возможность попасть к ним на стажировку. И я решила, если есть такая возможность сейчас, зачем медлить и почему бы ею не воспользоваться!

 

— Расскажите, как Вам первый модуль в Москве?

— Первый модуль прошел достаточно хорошо. Новые люди, новые преподаватели, нужно было освоиться, привыкнуть к местным порядкам, понять психологию преподавателей, найти точки соприкосновения. Одно скажу точно: Москва мне начинает нравится все больше и больше!

 

— С какими трудностями Вы столкнулись? Быстро ли сумели адаптироваться?

— Что касается учебы, то трудностей и не было, потому что на 3-м курсе уже знаешь, чего ждать от преподавателей. Единственной трудностью поначалу было общение в группе и на факультете, потому что за два года уже сложились определенные отношения у ребят, как и у нас в Перми, и сразу влиться в коллектив всегда сложно. Но сейчас уже все наладилось, подобных трудностей больше нет.

 

— Каковы условия проживания? Долго ли приходится добираться до университета?

— Я живу в общежитии № 6 в г. Одинцово. Условия довольно хорошие. Общежитие квартирного типа. Так получилось, что меня поселили в одну комнату с девочками, которые также приехали по программе мобильности из Пермского кампуса, но с факультета менеджмента. Живем дружно! Единственно, что не сильно нравится, — это путь до университета. Дорога до моего корпуса занимает примерно час. Сначала казалось так долго, но сейчас уже привыкла. Книжка или наушники — и время проходит гораздо быстрее.

 

— Вы жили в пермском общежитии. Расскажите, чем оно отличается?

– Да, я жила и в пермской общаге, ее главный минус — это то, что она коридорного типа. Здание достаточно старое (по сравнению с московским. Но большой плюс в том, что она расположена в шаговой доступности от учебных корпусов (максимум 10–15 минут на автобусе). Что касается московского общежития, то необходимость много времени проводить в пути – это, конечно, большой минус. Нужно сначала ехать на электричке, а потом пересаживаться на метро. Еще одно преимущество пермской общаги заключается в том, что в комнате живут максимум три студента, в московской же квартире живет девять человек (3 комнаты по 2–4 человека). Но зато есть отдельная кухня, два санузла и ванная.

— Какие курсы московских преподавателей Вам наиболее запомнились? Расскажите о них подробнее.

– Больше всего мне нравятся курсы английского и эконометрики. Английский преподает Нина Евгеньева Зиновьева. Хоть в этом году у нас и сократили часы английского, но за пару мы успеваем очень много. Задают, конечно, соответствующе, зато уровень языка поддерживается и повышается с каждым разом в силу того, что задания всегда направлены на развитие практически всех видов деятельности.

Эконометрику ведет Андрей Александрович Мамонтов. Больше всего мне нравится его заинтересованность в том, чтобы его предмет понял каждый студент. Это действительно круто!

— Что общего у московской Вышки и пермской? Сложнее ли Вам учиться в Москве?

— Учеба практически ничем не отличается: как всегда, одни преподаватели более требовательные, другие – менее. Поэтому трудность обучения и там, и там одинаковая. В Москве, в отличие от Перми, гораздо чаще приглашают на лекции людей, которые непосредственно «крутятся» в экономической среде. Например, в первом модуле на лекции по макроэкономике к нам приходил Г.А. Явлинский, во втором, как говорили, придут представители компании PwC.

 

— Удается ли Вам заниматься чем-то помимо учебы?

— Помимо учебы, хожу в театр, на разные мастер-классы, провожу время с однокурсниками.