• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Летняя школа «Логика веры: Интеллектуальные поиски в византийском и западноевропейском Средневековье»
Летняя школа

Логика веры: Интеллектуальные поиски в византийском и западноевропейском Средневековье

 

Летняя школа предполагает комплекс семинаров, ридинг-классов, мастер-классов и лекций ведущих российских и зарубежных ученых, посвященных проблематике взаимодействия логики и религиозных представлений в христианском (в первую очередь, византийском) средневековье. В качестве таковой школа соберет ведущих специалистов в области византийской и западноевропейской философии, логики и религиозности, а также византийской филологии и палеографии.

Целевая аудитория летней школы включает студентов исторических, культурологических, религиоведческих и философских направлений бакалавриата и магистратуры из кампусов НИУ ВШЭ и других российских вузов, а также преподавателей социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ - Пермь. Участию в школе предшествует конкурсный отбор заявок (мотивационных писем)

Школа организуется на научной базе, созданной в Пермском филиале НИУ ВШЭ в процессе осуществления работ по гранту Российского научного фонда № 16-18-10202 «История логико-философских идей в византийской философии и богословии» (2016-2018). На основании работы, проведенной российскими учеными по этому гранту в 2016 году, сформирован устоявшийся научный коллектив, подготовлены наработки и публикации, которые послужат основой для проведения занятий ЛШ.

Целью летней школы является формирование у студентов целостного образа интеллектуальной культуры византийского и западноевропейского средневековья – прежде всего, через понимание того, как в христианском средневековье логика взаимодействовала с религией, – с особым вниманием к имплицитному уровню этого взаимодействия, то есть к тому, какие именно логические представления подразумевались в представлениях религиозных и насколько эти представления соответствовали (или не соответствовали) эксплицитно обсуждавшимся  логическим концепциям.

Соответственно поставленной цели, задачи школы разделяются на три больших блока:

1. «Религиозный» блок: общий обзор религиозных концепций — как высокого богословия, так и повседневности:

1.1. Патристика (и, по возможности, хотя бы на уровне самых кратких экскурсов – схоластика), т.е. «высокое богословие».

1.2. «Богословие» повседневности: на материале агиографии, иконографии и других источников (в том числе, материалов папирусов), характеризующих повседневные проявления религиозности.

2. «Логический» блок: общий обзор философских и собственно логических концепций, существовавших в так называемой светской культуре (прежде всего, Византии):

2.1. Светские (античные) философские концепции, сохранявшие актуальность для средневековых мыслителей.

2.2. Профессиональная средневековая литература, посвященная логике.

3. «Аналитический» блок (главный): логическое «препарирование» религиозных концепций и сопоставление выделяемых логических моделей с тем, что было доступно в рамках светской культуры. Реализуется посредством:

3.1. Нескольких «установочных» лекций по логическому анализу византийских богословских концепций,

3.2. Постоянного комментирования преподавателями материалов всех остальных блоков.