Логика веры: Интеллектуальные поиски в византийском и западноевропейском Средневековье
Летняя школа предполагает комплекс семинаров, ридинг-классов, мастер-классов и лекций ведущих российских и зарубежных ученых, посвященных проблематике взаимодействия логики и религиозных представлений в христианском (в первую очередь, византийском) средневековье. В качестве таковой школа соберет ведущих специалистов в области византийской и западноевропейской философии, логики и религиозности, а также византийской филологии и палеографии.
Целевая аудитория летней школы включает студентов исторических, культурологических, религиоведческих и философских направлений бакалавриата и магистратуры из кампусов НИУ ВШЭ и других российских вузов, а также преподавателей социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ - Пермь. Участию в школе предшествует конкурсный отбор заявок (мотивационных писем)
Школа организуется на научной базе, созданной в Пермском филиале НИУ ВШЭ в процессе осуществления работ по гранту Российского научного фонда № 16-18-10202 «История логико-философских идей в византийской философии и богословии» (2016-2018). На основании работы, проведенной российскими учеными по этому гранту в 2016 году, сформирован устоявшийся научный коллектив, подготовлены наработки и публикации, которые послужат основой для проведения занятий ЛШ.
Соответственно поставленной цели, задачи школы разделяются на три больших блока:
1. «Религиозный» блок: общий обзор религиозных концепций — как высокого богословия, так и повседневности:
1.1. Патристика (и, по возможности, хотя бы на уровне самых кратких экскурсов – схоластика), т.е. «высокое богословие».
1.2. «Богословие» повседневности: на материале агиографии, иконографии и других источников (в том числе, материалов папирусов), характеризующих повседневные проявления религиозности.
2. «Логический» блок: общий обзор философских и собственно логических концепций, существовавших в так называемой светской культуре (прежде всего, Византии):
2.1. Светские (античные) философские концепции, сохранявшие актуальность для средневековых мыслителей.
2.2. Профессиональная средневековая литература, посвященная логике.
3. «Аналитический» блок (главный): логическое «препарирование» религиозных концепций и сопоставление выделяемых логических моделей с тем, что было доступно в рамках светской культуры. Реализуется посредством:
3.1. Нескольких «установочных» лекций по логическому анализу византийских богословских концепций,
3.2. Постоянного комментирования преподавателями материалов всех остальных блоков.