We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Научно-исследовательский семинар" нацелена на совершенствование умения находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач. В ходе обучения магистрант развивает умение самостоятельно осваивать новые методы исследований; умение извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов, анализировать исторические источники и научные тексты. Кроме того, магистрант приобретет знания о методах научных и прикладных исследований в области истории, цифровой истории и цифровых гуманитарных наук. Полученные знания и умения позволят обучающемуся проводить фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является: формирование исследовательских компетенций, а именно способности применять и рефлексировать научные методы и способы деятельности; находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач; извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов, анализировать исторические источники и научные тексты; проводить фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирать способ картографического отображения в соответствии с решаемой задачей и типом используемых данных, а также визуализировать данные при помощи QGIS или аналогичного программного обеспечения.
  • Использовать QGIS или аналогичное программное обеспечение для обработки и геоинформационного анализа (например, производить расчеты длин, площадей объектов, расстояний между объектами, расчеты атрибутов данных, геометрические операции между различными наборами данных и т.д.).
  • Знает жанры научных работ, понимает разницу между ними; формулирует цели, задачи, гипотезу, объект и предмет исследований.
  • Знает и адекватно выбирает методы исторического исследования; находит и анализирует информацию источников.
  • Использует методы цифровой истории и цифровых гуманитарных наук.
  • Представляет результаты научного исследования в виде проспекта ВКР, научной статьи, публичного материала, ориентированного на широкую аудиторию.
  • Применяет основной синтаксис языка программирования R для поддержки научных исследований
  • Применяет GIS-программ для решения исследовательских задач
  • Применяет пространственный анализ для решения исследовательских задач
  • Выбирает дизайн исследования, ставит цели и задачи, описывает ход и результаты научных исследований
  • Проводит критический анализ научного текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 4. Язык программирования R в гуманитарных исследованиях
  • Раздел 5. Геоинформационные системы и пространственный анализ в исторических исследованиях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Статья
    Требования: подготовка статьи по теме магистерской диссертации Статья должна быть подготовлена и оформлена в соответствии с требованиями выбранного журнала. Рекомендуется ориентироваться на журналы из списка D https://www.hse.ru/science/scifund/an2021/an_2021_spiski_all/
  • неблокирующий Рецензия
    Рецензент для каждой статьи назначается преподавателем. Рецензирование осуществляется по критериям, обозначенным в соответствующей точке контроля. В рецензии обязательно должен присутствовать критический анализ статьи. Примерный план рецензии: 1. Указание темы, автора статьи; 2. Тезисное освещение вопроса, которому посвящена статья; 3. Актуальность выбранной темы; 4. Анализ структуры и общей логики текста; 5. Анализ выбранной методологии, релевантность источниковой и историографической базы; 6. Соответствие исследования одному из направлений Digital Humanities; 7. Оценка значимости результатов исследования; 8. Корректность оформления статьи.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Статья + 0.3 * Работа на семинарах + 0.2 * Рецензия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Benjamin S. Baumer, Daniel T. Kaplan, & Nicholas J. Horton. (2017). Modern Data Science with R. Chapman and Hall/CRC.
  • Wickham, H., & Grolemund, G. (2016). R for Data Science : Import, Tidy, Transform, Visualize, and Model Data (Vol. First edition). Sebastopol, CA: Reilly - O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1440131

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Toomey Dan (2014). R for Data Science. Packt Publishing Ltd. ISBN: 978-1- 78439-086-0. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibraryebooks/detail.action?docID=1910211&query=R+for+Data+Science – Загл. с экрана
  • Введение в статистическое обучение с примерами на языке R / Г. Джеймс, Д. Уиттон, Т. Хасти, Р. Тибширани , перевод с английского С. Э. Мастицкого. — Москва : ДМК Пресс, 2017. — 456 с. — ISBN 978-5-97060-495-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93580 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Введение в статистическое обучение с примерами на языке R, Джеймс, Г., 2016
  • Храмов, Д. А. Сбор данных в Интернете на языке R / Д. А. Храмов. — Москва : ДМК Пресс, 2017. — 280 с. — ISBN 978-5-97060-459-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97350 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Сенина Анна Васильевна
  • Мингалев Виталий Викторович
  • Наймушина Елена Сергеевна