We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Corpus text analysis

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Tulyakov, Dmitriy

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина охватывает полный цикл проведения прикладного исследования с использованием языковых корпусов (т.е. принципиально подобранных коллекций текста, репрезентативных по отношению к определенной разновидности коммуникации). Корпусный анализ текста может быть полезен для решения самых разных задач: от критического анализа дискурса (например, исследования репрезентации того или иного явления в СМИ) до языкового профилирования организаций или стилистического анализа художественной литературы. Слушатели курса познакомятся с научными основами корпусной лингвистики и разными методами и техниками анализа корпусов, а также научатся: ставить исследовательский вопрос; подбирать/собирать корпус, подходящий для его изучения; подбирать подходящие методы для работы с корпусом; анализировать текстовые данные при помощи подобранных методов; корректно интерпретировать результаты анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повышение уровня грамотности в работе с данными (data literacy) благодаря ознакомлению слушателей курса с основными понятиями и методами современной корпусной лингвистики
  • Развитие навыков подбора и обработки текстовых данных для исследования их корпусными методами, а также постановки реалистичных исследовательских вопросов к этим данным
  • Развитие базовых навыков количественного и качественного анализа корпусных данных, а также визуализации результатов анализа
  • Развитие критического мышления и умения корректно интерпретировать данные и основные статистические показатели
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь называть и объяснять основные понятия современной корпусной лингвистики
  • уметь описывать отличия в способах применения корпусных средств для разных целей и в разных гуманитарных дисциплинах
  • уметь применять базовые инструменты корпусного анализа для исследования существующих корпусов
  • уметь выявлять ограничения, связанные с использованием корпусных методов для решения практических и исследовательских задач
  • уметь формулировать исследовательский вопрос и гипотезу для исследования при помощи корпусных методов
  • уметь создавать, оценивать и использовать собственный корпус для достижения конкретных исследовательских целей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические и методологические основы корпусного анализа текста
  • Корпусный анализ как вид исследовательской деятельности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущее тестирование
    25%
  • неблокирующий Групповой проект
    25%
  • неблокирующий Индивидуальный проект
    25%
  • неблокирующий Экзамен
    25%
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.125 * Текущее тестирование + 0.25 * Индивидуальный проект + 0.25 * Групповой проект + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • Baker, P., Hardie, A., & McEnery, T. (2006). A Glossary of Corpus Linguistics. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=169612
  • Biber, D., & Conrad, S. (2009). Register, Genre, and Style. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304421
  • Hyland, K., & Paltridge, B. (2011). Continuum Companion to Discourse Analysis. Continuum.
  • McEnery, T., & Hardie, A. (2012). Corpus Linguistics : Method, Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=408835
  • Шунейко, А. А.  Корпусная лингвистика : учебник для вузов / А. А. Шунейко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13603-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477082 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • BIBER, D., CONRAD, S., & REPPEN, R. (1994). Corpus-based Approaches to Issues in Applied Linguistics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.562A0C90
  • Biber, D., Csomay, E., & Cortes, V. (2015). Corpus-based Research in Applied Linguistics : Studies in Honor of Doug Biber. John Benjamins Publishing Company.
  • Sinclair, J. M., & Carter, R. (2004). Trust the Text : Language, Corpus and Discourse. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114866
  • Грудева, Е. В. Корпусная лингвистика : учебное пособие / Е. В. Грудева. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 165 с. — ISBN 978-5-9765-1497-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106859 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Наймушина Елена Сергеевна
  • Туляков Дмитрий Сергеевич