We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Historical Textual Criticism

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Danilevsky, Igor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана познакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приёмами и методами текстологического исследования. Курс предполагает овладение теоретическими основами текстологического исследования, выработку навыков текстологического анализа и умения использовать данные и методы современной текстологии в источниковедческих и конкретно-исторических исследованиях
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть понятийным аппаратом текстологического исследования
  • Освоить процедуру и приобрести навыки текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов
  • Сформировать профессиональные навыки критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать определения ключевых понятий текстологии (текст, рукопись / список, редакция и т.д.)
  • Знать принципы выбора «лучшего чтения» при сравнении нескольких рукописей произведения
  • Знать принципы реконструкции текстов исторических источников и ее роль в исторических исследованиях
  • Знать принципы формирования «генетического досье»
  • Знать цели, задачи и читательский адрес изданий разных типов
  • Знать цель, задачи и методы исторической герменевтики
  • Уметь выявлять и комментировать «темные места» изучаемых произведений
  • Уметь использовать результаты герменевтического исследования в реконструкции исторических процессов и событий
  • Уметь объяснить роль категории «замысел» в интерпретации исторических источников
  • Уметь охарактеризовать замысел предложенных исторических источников
  • Уметь охарактеризовать значение «общих мест» и «топосов» для понимания исторического источника
  • Уметь охарактеризовать принципы исправления ошибок в рукописях
  • Уметь охарактеризовать цель и задачи текстологии как историко-филологической дисциплины
  • Уметь различать уникальную и повторяющуюся информацию в предложенных исторических источниках
  • Уметь формировать «генетическое досье» изучаемых исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Объект, предмет, цель, задачи и методы исторической текстологии. Понятийный аппарат текстологии
  • Установление текста. Основы текстологического анализа
  • Изучение истории текста. Генетическое досье и методы его формирования
  • Фиксация результатов текстологического исследования
  • Замысел произведения и его роль в эволюции текста
  • Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника
  • Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий дискуссия на семинарах
  • неблокирующий реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Holmstedt, R. D. (2013). The nexus between textual criticism and linguistics : a case study from Leviticus. Journal of Biblical Literature, 132(3), 473–494. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000542740
  • Troxel, R. L. (2016). What is the “text” in textual criticism? Vetus Testamentum, 66(4), 603–626. https://doi.org/10.1163/15685330-12341249
  • А. А. Гиппиус. (n.d.). У истоков древнерусской исторической традиции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fu-istokov-drevnerusskoy-istoricheskoy-traditsii
  • Данилевский, И. (2011). Александр Невский И Тевтонский Орден. Слово.Ру: Балтийский Акцент, (3–4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14377473
  • Данилевский, И. (2013). Восприятие Свободы/Несвободы В Домонгольской Руси. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, (15 (158)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506917
  • ДУТЧАК ЕЛЕНА ЕРОФЕЕВНА. (2015). Полевая Археография Вчера, Сегодня И Завтра: Размышления О Новых Публикациях Московского Университета. Вестник Томского Государственного Университета, (396). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16455431
  • Кистерев Сергей Николаевич. (2014). Археография между Сциллой и Харибдой. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79BFD40B

Авторы

  • Добровольский Дмитрий Анатольевич