We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Научно-исследовательский семинар" нацелена на совершенствование умения находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач. В ходе обучения магистрант развивает умение самостоятельно осваивать новые методы исследований; умение извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов, анализировать исторические источники и научные тексты. Кроме того, магистрант приобретет знания о методах научных и прикладных исследований в области истории, цифровой истории и цифровых гуманитарных наук. Полученные знания и умения позволят обучающемуся проводить фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является: формирование исследовательских компетенций, а именно способности применять и рефлексировать научные методы и способы деятельности; находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач; извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов, анализировать исторические источники и научные тексты; проводить фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает жанры научных работ, понимает разницу между ними; формулирует цели, задачи, гипотезу, объект и предмет исследований.
  • Знает и адекватно выбирает методы исторического исследования; находит и анализирует информацию источников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1.1. Основы научной деятельности. Планирование исследовательской работы магистранта
    Тема 1. Методы теоретического познания. Типы научных исследований. Научное исследование как процесс решения проблемы Тема 2. Магистерская диссертация – выбор темы исследования. Курсовая работа как часть магистерской диссертации. Формальные и содержательные требования к курсовой работе. Тема №3. Поиск исторических источников. Тема №4. Поисковые системы ("оффлайн" и "онлайн") и работа с ними. Тема №5. Open access (OA) и основные проекты данного направления. Революция в поиске и доступности исторических источников. Тема №6. Верификация исторических источников. Критика источника. Тема №7. Первичный отбор и анализ источников.
  • Раздел 2. Формы апробации научных исследований
    Тема №1. Конференции и симпозиумы как форма апробации научного исследования. Тема №2. Научное эссе: виды и типы. Тема №3. Научные обзоры и рецензии. Тема №4. Научные статьи и монографии. Научный стиль. Структура научных статей. Тема №5. Научные «идентификаторы». Тема №6. Наукометрические агрегаторы. Общие наукометрические индексы. Программы, обеспечивающие управление цитированием, ссылками и библиографией. Программы, обеспечивающие управление электронными библиотеками.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах
  • неблокирующий Научная статья
    Письменная работа: подготовленная научная статья
  • неблокирующий Научное эссе
  • неблокирующий Научный обзор
    Реферат пишется, как научный обзор
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа на семинарах + 0.5 * Научная статья + 0.1 * Научное эссе + 0.2 * Научный обзор
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы научных исследований : учебное пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина [и др.]. — 2-е изд., доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 271 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-00091-444-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1094113
  • Селунская, Н. Б. Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие / Н.Б. Селунская, О.С. Петрова и др.; Под ред. Н.Б.Селунской - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с. (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-16-006586-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/398476

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лаппо-Данилевский А.С. - Методология истории. - Издательство "Лань" - 2013 - 617с. - ISBN: 978-5-507-12534-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9969
  • Потемкина, М. Н. Теория и методология истории : учебное пособие / М. Н. Потемкина. - 2-е изд. - Москва : ИЦ РИОР : НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 200 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-101407-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1007936