• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Historical Textual Criticism

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Social Sciences and Humanities (Perm))
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Историческая текстология» направлен на развитие способностей, необходимых для самостоятельной научно-исследовательской работы с опубликованными и неопубликованными письменными историческими источниками, подготовки публикаций письменных исторических источников (в т.ч. в машиночитаемой форме), а также использования письменных исторических источников в педагогической и культурно-просветительской деятельности. Студенты освоят ключевые понятия современной текстологии, такие как рукопись (список, манускрипт, автограф), вариант (чтение), вид, извод, редакция текста, ознакомятся с принципами выбора текстов для изучения и публикации, типологией изданий исторических источников и основными принципами подготовки таких изданий, научатся выбирать стратегию представления и комментирования текста исторического источника в зависимости от решаемых научно-исследовательских и культурно-просветительских задач. Цель курса: формирование системного представления о современном инструментарии публикации письменных исторических источников. Задачи курса: (1) ознакомление с объектом и предметом текстологии и археографии как научных дисциплин, (2) ознакомление с исследовательским инструментарием современной текстологии, ключевыми понятиями и принципами работы с письменными источниками, (3) ознакомление с общепринятыми приемами публикации исторических источников (в т.ч. в машиночитаемой форме). Кроме того, в рамках курса предусмотрено прохождение онлайн-курса "Историческая текстология" (https://openedu.ru/course/hse/HISTEX/). Разработчики программы учебной дисциплины: Данилевский И.Н., д-р ист. наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, Добровольский Д.А., канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ. Адаптация программы учебной дисциплины: Кимерлинг А.С., кандидат ист. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системного представления о современном инструментарии публикации письменных исторических источников.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Производит датировку текста, знает методы генетической критики.
  • Демонстрирует понимание текста, делает текстуальные сравнения
  • Умеет выделить замысел текста по фрагменту.
  • Выделяет ретроспективную информацию, умеет верифицировать и интерпретировать.
  • Аргументировано отбирает исторические источники и их редакции/ списки для исследований в заданном предметном поле
  • Демонстрирует знания понятийного аппарата текстологии, может применять ее методы. Умеет анализировать текст.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Объект, предмет, цель, задачи и методы исторической текстологии. Понятийный аппарат текстологии
    Тема 1. Зарождение и развитие критики текста (текстологии). История текстологии в России. Место текстологии в гуманитарных исследованиях. Текстология и историческое источниковедение. Тема 2. Текст. Внутренняя и внешняя форма текста. Список. Оригинал и копии. Черновик и беловик. Генетическое досье. Произведение (памятник). Редакции. Изводы. Протограф. Архетип. Автор, составитель, редактор. Генетическая критика. Генетическое досье. Авантекст. Тема 3. Прочтение текста списка. Палеография и текстология. Выявление структуры текста. Деление на слова. Расстановка знаков препинания. Замысел произведения. Происхождение и выявление ошибок. Объяснение ошибок. Конъектуры. Проблема понимания текста. Фиксация и интерпретация «темных мест». Тема 4. Методика текстуального сравнения. Установление разночтений и общих мест. Способы фиксации разночтений. Объяснение выявленных разночтений. Установление вставок и пропусков. Цитаты и их место в изложении. Центонно-парафразный принцип построения текстов. Установление относительной хронологии текстов.
  • Изучение истории текста. Генетическое досье и методы его формирования
    Тема 1.Датировка этапов развития текста. Определение места возникновения произведения. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Выяснение причин и условий появления и редактирования текста. Атрибуция текста. Определение замысла произведения и его редакций. Тема 2. Генетическая критика. Предмет и метод генетической критики. Приоритеты генетической критики. Объект и цели генетической критики. Теоретическая и практическая задачи генетической критики. Гипертекст. Понятие генетического досье. Транстекстуальность и интертекстуальность. Синоптическая таблица материалов. Ретроспективность генетического анализа.
  • Фиксация результатов текстологического исследования
    Тема 1. Текстологические реконструкции: функции и научная ценность. Стеммы. Реконструкции текста. Тема 2. Публикация текста. Типы изданий. Выбор основного текста. Фиксация разночтений. Расположение текстов редакций и состав текста.
  • Замысел произведения и его роль в эволюции текста
    Тема 1. Замысел как основа текста произведения. Замысел и авантекст. Генетическое досье и выявление авантекста произведения. Авантекст как реконструкция последовательности генезиса текста. Замысел и проблема понимания текста в целом и его фрагментов. Верификация выявленного замысла. Смысловые уровни текста.
  • Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника
    Тема 1.Структура ретроспективной информации в историческом источнике. Возможности и пределы использования данных и методов текстологии в структурировании ретроспективной информации источника. Виды ретроспективной информации, выделяемой с помощью текстологического анализа. Понятие информации верифицируемой, уникальной и повторяющейся. «Темные места» и их интерпретация. Тема 2. Верифицируемая информация. Методика идентификации информационных сообщений. Принципы необходимости и достаточности при идентификации информационных сообщений. Тема 3. Уникальная информация. Выделение уникальной информации. Принципы проверки уникальной информацией. Информационный потенциал уникальных известий. Тема 4. Повторяющаяся информация. «Общие места» и «топосы». Теория «литературного этикета». Интертекст и интертекстуальность. Цитаты прямые и косвенные. Центоны. «Память контекста» цитат. Реминисценции, аллюзии и парафразы. Центонно-парафразный принцип построения античных и средневековых текстов. Место повторяющейся информации в понимании смысла текста.
  • Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции
    Тема 1. Понятие общей характеристики исторического источника. Общая характеристика исторического источника как основа его понимания. Герменевтическая ситуация. Герменевтический круг. Текстологический анализ и выявление верифицируемых оснований для «скачка» в герменевтический круг. Верификация понимания текста и его фрагментов с помощью данных и методов текстологии. Корректировка общей характеристики текста источника данными и методами текстологии. Тема 2. Определение возможностей использования исторического источника в исторической реконструкции. Верифицируемая информация источника как основа верифицируемой исторической реконструкции. Возможности и пределы использования уникальной информации источника в исторической реконструкции. Место повторяющейся информациив исторической реконструкции. Профессиональная экспертиза исторической реконструкции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа (работа с онлайн-курсом)
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Домашняя работа + 0.3 * Работа на семинарах + 0.2 * Самостоятельная работа (работа с онлайн-курсом) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Данилевский И.Н., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. - Источниковедение - Издательский дом Высшей школы экономики - 2015 - 685с. - ISBN: 978-5-7598-1092-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/66019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Волков В.В. - Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-9765-2015-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122581
  • Штайн К.Э. - Филология: История. Методология. Современные проблемы. - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 916с. - ISBN: 978-5-9765-2736-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/83813