• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Group Dynamics and Communication in Software Engineering Professional Practice

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Information Technologies in Business (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09.03.04 Программная инженерия, обучающихся по образовательной программе «Программная инженерия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование профессиональных компетенций, связанных с командным взаимодействием в реализации жизненного цикла программного проекта
  • освоения навыков коммуникации
  • получение практических навыков применения методов диагностики и управления групповой динамикой в проектных командах профессионального взаимодействия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о виде коммуникаций: понятия, определения, основные подходы.
  • Владеет навыками взаимодействия
  • Имеет навыки работы в команде,знает принципы ее формирования, внутреннего взаимодействия, использует на практике
  • способен определять модели конфликтов, строить бесконфликтное взаимодействие, успешно разрешать конфликты
  • Знает особенности информационного взаимодействия в коммуникационной среде, оперирует понятиями курса, знает подходы к управлению коммуникациями
  • Знает концепции групповой динамики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Виды коммуникаций: понятия, определения, основные подходы.
    Тема 1. Понятие коммуникации: сущность и содержание. Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие. Когнитивный диссонанс. Феномен коммуникации: передача информации, восприятие и взаимодействие Определение коммуникации. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь. Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, эффект порядка, эффект ореола, эффект бумеранга. Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя). Виды трансакций (дополнительные, скрытые). Пространство взаимодействия: вертикальная составляющая (пристройки «сверху», «на равных», «снизу»); горизонтальная составляющая (интимное, личное, социальное, публичное расстояние). Сценарии взаимодействия. Ролевое поведение в общении. Определение делового общения. Виды делового общения: познавательное, убеждающее, экс-прессивное, манипулятивное, ритуальное и др.Факторы выбора стиля в общении. Стили общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический; дружественный, заигрывающий, подавляющий, творческий, деловой. Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, спор (полемика, дискуссия), деловые совещания, публичное выступление, деловая переписка.Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекци-онные занятия, семинарские занятия, обсуждение решений, предложенных студентами.
  • Раздел 2. Навыки взаимодействия.
    Тема 2. Технологии различных форм делового общения. Деловая беседа. Виды деловой беседы в зависимости от уровня делового общения. Деловая беседа. Виды деловой беседы в зависимости от уровня делового общения. Деловая беседа между сотрудниками разных организаций. Деловая беседа между сотрудниками внутри организации. Деловая беседа между руководителем и подчиненными. Этапы деловой беседы между сотрудниками внутри организации с целью обсуждения и решения различных вопросов и проблем.
  • Раздел 3. Работа в команде: создание, развитие, роспуск.
    Тема 3. Создание команды. Общее представление о командах. Рабочие группы и команды. Рабочие группы и команды и продуктивность: критерии деятельности. Интегрированная модель успешной деятельности команды. Успешная работа команды и коллективный разум. Характеристики и феномены группы. Построение команды: задачи, люди, взаимоотношения. Задача: какую работу надо сделать. Люди: кто идеально подходит для выполнения работы. Показатели работы и продуктивность: критерии деятельности. Интегрированная модель успешной деятельности команды. Проведение Kick-off meeting. Разработка устава проектной команды. Тема 4. Групповая динамика. Общие принципы построения самоуправляемых проектных команд. Факторы, влияющие на скорость перехода. Уровни развития группы. Групповая сплоченность. Групповые нормы. Групповые эффекты.
  • Раздел 4. Разрешение конфликтов
    Общение с трудными собеседниками. Формы, методы, рекомендации по созданию благоприятной атмосферы в ходе общения. Противодействие манипуляциям. Общение с трудными собеседниками. Формы, методы, рекомендации по созданию благоприятной атмосферы в ходе общения. Манипуляции в общении противодействие им. Признаки, манипуляции собеседником. Формы и методы уклонения от манипуляций в ходе общения. Рекомендации по повышению эффективности общения. Общение на уровне «начальник» - «подчиненный», рекомендации по бесконфликтному общению. Формы и методы преодоления коммуникативных барьеров. Особенности взаимодействия в электронной среде.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контактная работа
    работа на семинарах и практических занятиях
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контактная работа
    работа на семинарах и практических занятиях
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Контактная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Контактная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология делового общения: Учебник / Бороздина Г.В., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 295 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006458-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/465327
  • Чанько, А. Д. Команды в современных организациях : учебник [Электронный ресурс] / А. Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. — 408 с. - ISBN 978-5-9924-0062-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492801

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 431 с. - ISBN 978-5-238-01337-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028716
  • Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин и др.; Под ред. А.Я. Кибанова; Гос. Универ. Управл. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 301 с.: 60x90 1/16. - (ВО: Бакалавр.). (п) ISBN 978-5-16-005724-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/405091
  • Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 189 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006584-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/398446
  • Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхман. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004792-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/253871
  • Работа с командой: психологические возможности: Практикум: Для самостоятельной работы над оптимизацией совместной деятельности / Авдеев В.В. - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.: 60x88 1/16 (Обложка. КБС) ISBN 978-5-905554-35-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557908
  • Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» / К.В. Решетникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 175 с. - ISBN 978-5-238-02393-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028652