• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Safe Living Basics

2017/2018
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
1
ECTS credits
Delivered at:
Department of Physical Training
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: • формирование у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, возможностях их возникновения (учитывая особенности проявления в России и Пермском крае); о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; • формирование у студентов навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания; • знакомство студентов 1 курса с особенностями организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, формирование представления о возможностях, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации В области воспитания личности целью изучения данной дисциплины является – формирование необходимых выпускнику социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности. Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и для всех направлений подготовки является обязательной. Формат изучения дисциплины: без использования онлайн курса. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны: Знать: • условия проживания в системе «человек - среда обитания»; • нормативные, правовые и организационные положения Федеральных законов и постановлений Правительства РФ по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей; • общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного времени и их последствиях; • причины возникновения техногенных, природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций, влияние на организм человека неблагоприятных факторов производственной и жилой среды; • основы организации и осуществления мероприятий по защите сотрудников учреждений, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; • порядок подготовки персонала предприятия в области предупреждения влияния неблагоприятных факторов среды обитания и защиты от их проявления; • понятие психологическая безопасность, основные понятия психологии стресса, способы регуляции и саморегуляции стрессовых состояний; • особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, возможности, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации; • особенности работы в локальной компьютерной сети НИУ ВШЭ – Пермь, библиотеки НИУ ВШЭ – Пермь, информационную образовательную среду НИУ ВШЭ (LMS). • Уметь: • применять на практике положения руководящих документов в области защиты от чрезвычайных ситуаций; • осуществлять мероприятия по выявлению и недопущению негативного влияния некоторых факторов среды обитания на жизнь и здоровье персонала предприятия, а при их возникновении – по защите людей и ликвидации последствий; • применять средства индивидуальной и коллективной защиты; • обеспечивать меры безопасности работников объектов при выполнении ими функциональных обязанностей; • организовывать и проводить, при необходимости, занятия с работниками организаций и с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; • качественно выполнять учебные и профессиональные задачи, используя знания в области психологии стресса и саморегуляции; • применять на практике основные положения по организации учебного процесса НИУ ВШЭ. Иметь навыки (приобрести опыт): • практического использования средств индивидуальной защиты; • организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • регуляции и саморегуляции стрессовых состояний;
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: • формирование у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, возможностях их возникновения (учитывая особенности проявления в России и Пермском крае); о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; • формирование у студентов навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания; • знакомство студентов 1 курса с особенностями организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, формирование представления о возможностях, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации В области воспитания личности целью изучения данной дисциплины является – формирование необходимых выпускнику социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать основные правила поведения в социальной среде
  • Знать и уметь пользоваться информационными ресурсами НИУ ВШЭ
  • Знать основные положения руководящих документов, регламентирующих учебный процесс в вузе
  • Знать основные правила поведения студента в стенах НИУ ВШЭ Пермь
  • Быть знакомым с основными общественными организациями вуза, особенностями корпоративного взаимодействия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Безопасность студента в мегаполисе
  • Раздел 2.Информационная среда НИУ ВШЭ
    Локальная компьютерная сеть НИУ ВШЭ: структура, правила работы, платные услуги. Интернет: условия доступа, электронная почта, сайты НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ – Пермь, форумы. Информационная образовательная среда НИУ ВШЭ Информационная образовательная среда Learning Management System (LMS): общая характеристика, регистрация, правила работы. Библиотека НИУ ВШЭ – Пермь: структура, раздел на сайте НИУ ВШЭ – Пермь, электронный каталог. Подписка НИУ ВШЭ на электронные ресурсы: общая характеристика, правила доступа, лицензионные соглашение
  • Раздел 3.Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ
    Правила внутреннего распорядка НИУ ВШЭ: за что можно быть отчисленным? Положение о контроле знаний: что, где, когда? Учебные планы: зачем они нужны? Курсовая работа: важные мелочи? Что делать, если Вас отчисляют: процесс отчисления, обучение по ИУП, восстановление, перевод. Стипендии НИУ ВШЭ: виды, документы, сроки. Европейское приложение к диплому: для тех, кто хочет уехать учиться в Harvard University.Функции деканата: когда и зачем приходить? Академическая мобильность студентов: все, что Вы хотели знать об обучении в зарубежных университетах. Академическая карьера в университете: был студентом – стал преподавателем или исследователем.
  • Раздел 4.Правила выживания в университете, как сложной системе
    Роль и место медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях. Основные поражающие факторы ЧС и последствия их воздействия на организм человека. Механическая (динамическая) травма. Утопление. Температурная травма. Радиационные поражения. Электротравма. Поражения аварийно химически опасными веществами. Заражение окружающей среды бактериальными средствами. Реанимация. Правила транспортировки пораженных. Специальная обработка. Медицинские средства индивидуальной защиты. Психоэмоциональное воздействие неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.Массовые беспорядки. Город как среда повышенной опасности. Толпа, виды толпы. Паника. Массовые пКража. Мошенничество. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье. Нападение на улице. Приставания пьяного. Изнасилование. Нападение в автомобиле. Опасность во время ночной остановки. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. Необходимая самооборона в криминальных ситуациях. Коррупция как социальное явление. Опасности, вызываемые коррумпированностью представителей власти. Способы противостояния бытовой коррупции. погромы. Массовые зрелища и праздники. Безопасность в толпе.Основные структуры и службы в НИУ ВШЭ – Пермь, их расположение, правила обращения в них студентов.
  • Раздел 5. Корпоративная культура. Волонтёрство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Н. Коханов, Л.Д. Емельянова, П.А. Некрасов. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006522-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/395770

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов, Сергеев, В.С., 2018
  • Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Сидоров А.И., ред. — Москва : КноРус, 2017. — 610 с. — (для бакалавров и специалистов). — ISBN 978-5-406-05571-7. — URL: https://book.ru/book/920822. — Текст : электронный.
  • Каракеян В. И., Никулина И. М.-БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-313-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-05849-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-431714
  • Под общ. ред. Вишнякова Я.Д.-БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-249-Высшее образование-978-5-534-02481-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-praktikum-433085