• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology of Communications

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Civil and Entrepreneurial Law (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor


Самбикина Оксана Семеновна

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Психология коммуникации» посвящена изучению человеческой коммуникации, способам передачи информации, проблемам, с которыми сталкиваются в процессе общения и путей их разрешения. Дисциплина содержит материал, позволяющий студентам узнать о межличностной, групповой и массовой коммуникации, способах убеждающей коммуникации, получить знания, необходимые для понимания и преодоления барьеров и трудностей, возникающих в коммуникативном процессе, а также общепсихологические и социально-психологические знания, необходимые для понимания и анализа причин их возникновения. Курс помогает студенту научиться использовать результаты психологических исследований в коммуникации, использовать приемы коммуникаций для решения личных и профессиональных задач, развивать коммуникативные навыки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с ключевыми психологическими теориями, необходимыми для анализа психологических и социальных явлений
  • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
  • Формирование представлений о психологических особенностях и закономерностях социальной реальности и социального познания
  • Формирование представлений о причинах возникновения социальных и межгрупповых конфликтов и коммуникативных барьеров, а также способов их преодоления и профилактики в межличностном общении и массовой коммуникации
  • Ознакомление с психологическими механизмами, закономерностями и методами воздействия массовой коммуникации на аудиторию
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает о причинах и последствиях конформного и неконформного поведения. Имеет представления о теориях одного и двух процессов. Понимает роль социальных инноваций в динамике группы и общества.
  • Знает основные характеристики и классификации ощущений. Знает свойства восприятия и особенности восприятия пространства и времени. Знает виды, свойства и основные модели внимания.
  • Знает предмет психологии. Способен различать житейские и научные представления о психических процессах и явлениях. Имеет представление о методах научного психологического исследования.
  • Имеет представление о видах памяти. Знает основные закономерности мнемических процессов. Имеет представление о видах мышления. Понимает взаимосвязь процессов мышления и речи.
  • Имеет представление о когнитивных и мотивационных причинах социальных конфликтов и противоречий. Понимает роль массовой коммуникации в их возникновении и профилактики.
  • Имеет представление о межличностном и институциональном доверии, понимает их роль в процессах массовой коммуникации.
  • Имеет представление о моделях убеждающей коммуникации. Знает основные факторы убедительности коммуникативных сообщений в межличностной и массовой коммуникации. Способен замечать признаки манимуляции в процессе коммуникации.
  • Имеет представление о психоаналитическом, поведенческом, гуманистическом, факторном и социально-когнитивном подходах к пониманию личности. Имеет представление о темпераменте, характере и способностях
  • Имеет представление о психологии масс. Знает теории социальной идентичности и социальной категоризации. Имеет представление об источниках межгрупповых конфликтов и понимает роль массовой коммуникации в их разрешении.
  • Имеет представление о социальной реальности. Знает основные формы репрезентации социального знания. Понимает взаимосвязь способов репрезентации знания и психологической картины мира.
  • Имеет представление о специфике массовой коммуникации в различных сферах.
  • Имеет представление о специфике социальной реальности и процессов ее формирования. Обладает знаниями о социальных представлениях.
  • Имеет представление о структуре потребностно-мотивационной сферы. Знаком с основными теориями мотивации.
  • Имеет представление о структуре, видах и функции общения. Умеет анализировать коммуникативные барьеры в процессе общения и планировать способы их преодоления.
  • Имеет представление об основных теориях научения. Понимает базовые закономерности формирования новых знаний и навыков.
  • Имеет представление об основных теориях эмоций. Понимает взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов. Имеет представление о роли эмоций в процессах совладания.
  • Умеет анализировать психологические механизмы воздействия массовых коммуникаций. умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука
  • Тема 2. Ощущение, восприятие и внимание
  • Тема 3. Память, мышление и речь
  • Тема 4. Формирование навыков: научение, учение и обучение
  • Тема 5. Потребности и мотивы
  • Тема 6. Эмоции
  • Тема 7. Личность и индивидуально-типологические различия
  • Тема 8. Социальная реальность и социальные представления
  • Тема 9. Социальное познание
  • Тема 10. Межличностное общение
  • Тема 11. Убеждающая коммуникация
  • Тема 12. Групповое давление
  • Тема 13. Социальные конфликты и противоречия: причины, способы их разрешения и роль в этом массовой коммуникации.
  • Тема 14. Психология больших социальных групп
  • Тема 15. Психологические аспекты планирования реализации информационных кампаний в средствах массовой коммуникации
  • тема 16. Практическая массовая коммуникация в разных сферах общественной жизни.
  • Тема 17. Доверие в коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонова, Н. В.  Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для вузов / Н. В. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00520-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510851 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Общая психология. Введение в общую психологию : учебное пособие для вузов / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь ; под научной редакцией Д. А. Донцова, З. В. Луковцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07159-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516576 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурина, И. Ф. (2013). МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ № УД-1142/р. Раздел «Общие методы эмпирического исследования» ; Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 15 Социальные коммуникации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B05044C7
  • Ефимова, Н. В. (2014). МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ Раздел 3. Частные методы эмпирического исследования № УД-1148/р. ; Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 15 Социальные коммуникации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28D252BD
  • Руденко А.М., Литвинова А.В. - Психология массовых коммуникаций - РИОР - 2020 - ISBN: 978-5-369-01663-3 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=346893