We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology of Communications

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Civil and Entrepreneurial Law (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor


Самбикина Оксана Семеновна

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Психология коммуникации» посвящена изучению человеческой коммуникации, способам передачи информации, проблемам, с которыми сталкиваются в процессе общения и путей их разрешения. Дисциплина содержит материал, позволяющий студентам узнать о межличностной, групповой и массовой коммуникации, способах убеждающей коммуникации, получить знания, необходимые для понимания и преодоления барьеров и трудностей, возникающих в коммуникативном процессе, а также общепсихологические и социально-психологические знания, необходимые для понимания и анализа причин их возникновения. Курс помогает студенту научиться использовать результаты психологических исследований в коммуникации, использовать приемы коммуникаций для решения личных и профессиональных задач, развивать коммуникативные навыки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с ключевыми психологическими теориями, необходимыми для анализа психологических и социальных явлений
  • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
  • Формирование представлений о психологических особенностях и закономерностях социальной реальности и социального познания
  • Формирование представлений о причинах возникновения социальных и межгрупповых конфликтов и коммуникативных барьеров, а также способов их преодоления и профилактики в межличностном общении и массовой коммуникации
  • Ознакомление с психологическими механизмами, закономерностями и методами воздействия массовой коммуникации на аудиторию
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает о причинах и последствиях конформного и неконформного поведения. Имеет представления о теориях одного и двух процессов. Понимает роль социальных инноваций в динамике группы и общества.
  • Знает основные характеристики и классификации ощущений. Знает свойства восприятия и особенности восприятия пространства и времени. Знает виды, свойства и основные модели внимания.
  • Знает предмет психологии. Способен различать житейские и научные представления о психических процессах и явлениях. Имеет представление о методах научного психологического исследования.
  • Имеет представление о видах памяти. Знает основные закономерности мнемических процессов. Имеет представление о видах мышления. Понимает взаимосвязь процессов мышления и речи.
  • Имеет представление о когнитивных и мотивационных причинах социальных конфликтов и противоречий. Понимает роль массовой коммуникации в их возникновении и профилактики.
  • Имеет представление о межличностном и институциональном доверии, понимает их роль в процессах массовой коммуникации.
  • Имеет представление о моделях убеждающей коммуникации. Знает основные факторы убедительности коммуникативных сообщений в межличностной и массовой коммуникации. Способен замечать признаки манимуляции в процессе коммуникации.
  • Имеет представление о психоаналитическом, поведенческом, гуманистическом, факторном и социально-когнитивном подходах к пониманию личности. Имеет представление о темпераменте, характере и способностях
  • Имеет представление о психологии масс. Знает теории социальной идентичности и социальной категоризации. Имеет представление об источниках межгрупповых конфликтов и понимает роль массовой коммуникации в их разрешении.
  • Имеет представление о социальной реальности. Знает основные формы репрезентации социального знания. Понимает взаимосвязь способов репрезентации знания и психологической картины мира.
  • Имеет представление о специфике массовой коммуникации в различных сферах.
  • Имеет представление о специфике социальной реальности и процессов ее формирования. Обладает знаниями о социальных представлениях.
  • Имеет представление о структуре потребностно-мотивационной сферы. Знаком с основными теориями мотивации.
  • Имеет представление о структуре, видах и функции общения. Умеет анализировать коммуникативные барьеры в процессе общения и планировать способы их преодоления.
  • Имеет представление об основных теориях научения. Понимает базовые закономерности формирования новых знаний и навыков.
  • Имеет представление об основных теориях эмоций. Понимает взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов. Имеет представление о роли эмоций в процессах совладания.
  • Умеет анализировать психологические механизмы воздействия массовых коммуникаций. умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука
  • Тема 2. Ощущение, восприятие и внимание
  • Тема 3. Память, мышление и речь
  • Тема 4. Формирование навыков: научение, учение и обучение
  • Тема 5. Потребности и мотивы
  • Тема 6. Эмоции
  • Тема 7. Личность и индивидуально-типологические различия
  • Тема 8. Социальная реальность и социальные представления
  • Тема 9. Социальное познание
  • Тема 10. Межличностное общение
  • Тема 11. Убеждающая коммуникация
  • Тема 12. Групповое давление
  • Тема 13. Социальные конфликты и противоречия: причины, способы их разрешения и роль в этом массовой коммуникации.
  • Тема 14. Психология больших социальных групп
  • Тема 15. Психологические аспекты планирования реализации информационных кампаний в средствах массовой коммуникации
  • тема 16. Практическая массовая коммуникация в разных сферах общественной жизни.
  • Тема 17. Доверие в коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонова, Н. В.  Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для вузов / Н. В. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00520-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510851 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Общая психология. Введение в общую психологию : учебное пособие для вузов / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь ; под научной редакцией Д. А. Донцова, З. В. Луковцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07159-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516576 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурина, И. Ф. (2013). МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ № УД-1142/р. Раздел «Общие методы эмпирического исследования» ; Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 15 Социальные коммуникации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B05044C7
  • Ефимова, Н. В. (2014). МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ Раздел 3. Частные методы эмпирического исследования № УД-1148/р. ; Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 15 Социальные коммуникации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28D252BD
  • Руденко А.М., Литвинова А.В. - Психология массовых коммуникаций - РИОР - 2020 - ISBN: 978-5-369-01663-3 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=346893

Авторы

  • Литвинова Юлия Андреевна