• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой введение в философию, приглашение к совместной рефлексии над вопросами о происхождении мира, о сущности бытия и человека. От фундаментальных философских вопросов о том, что такое знание, познание, понимание, какова природа чисел, что считать прекрасным, а что безобразным, что такое свобода воли и т.д., мы перейдем к вопросам, которые остро встают в связи с бурным развитием технологий, - вопросам, связанным с цифрой, с мышлением машин, с природой коммуникации и информации, этическими проблемами биотехнологий и экологии. По ходу изучения материала, студенты познакомятся с основными вехами в истории философии, ключевыми философскими идеями и авторами, чьи концепции радикальным образом повлияли на трансформацию представлений человека о мире и о самом себе. ДОЦ "Философия" предполагает кластерность, то есть программа курса варьируется от одной группы образовательных программ к другой, объединенных по принципу тематического родства. Структура курса для каждого отдельного кластера включает базовую и вариативную части. Базовая часть едина и обязательна для студентов всех входящих в конкретный кластер образовательных программ. Содержание вариативной части зависит от специфики направлений подготовки конкретной семинарской группы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения.
  • Уяснение методологической роли философского знания.
  • Ознакомление с основными философскими проблемами, как традиционными, так и современными.
  • Повышение логической культуры, развитие навыков критического мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает историю возникновения и основные этапы развития философии.
  • Студент знает основные категории философии, формы и методы познания, их эволюцию.
  • Студент знает основные методологические подходы, сложившиеся в философской области знания.
  • Студент знает основные направления современной философии.
  • Студент знает основные положения наиболее значимых философских концепций.
  • Студент понимает смысл и назначение философии, ее место и роль в обществе.
  • Студент способен корректно использовать полученные знания для формирования личностной стратегии духовно-интеллектуального развития, в различных формах деятельности и межкультурной коммуникации, в своей профессиональной сфере.
  • Студент способен критически оценивать явления социальной реальности.
  • Студент умеет распознавать философские проблемы и стратегии их разработки.
  • Студент умеет распознавать философские проблемы и стратегии их разработки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кластер "Естественные науки" (онлайн-курс: "Основы философии: о чем спорят философы сегодня"; ОП: "Клеточная и молекулярная биология")
  • Кластер "Математика" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Математика, Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и ЦПМ")
  • Кластер "Юристы, социологи, политологи, ГМУ, психологи" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Социология", "Юриспруденция", "Юриспруденция: частное право", "ГМУ")
  • Кластер "Реклама, медиа, дизайн, урбанисты" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Реклама и связи с общественностью", "Журналистика", "Медиаком", "Мода", "Дизайн", "Современное искусство")
  • Кластер "Гуманитарии и востоковеды" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "История искусств", "Востоковедение", "Культурология", "Филология", "Фундаментальная и компьютерная лингвистика")
  • Кластер "Программисты и инженеры" (онлайн-курс: "Основы философии: о чем спорят философы сегодня"; ОП: "Компьютерная безопасность")
  • Кластер "Экономика, менеджмент" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Мировая экономика")
  • Примечание: преподаватели могут менять содержание и очередность представленных тем, исключать те или иные из представленных тем, а также добавлять новые темы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    0,4 оценки - работа на семинарах, включая устную и письменные части, на усмотрение преподавателей; 0,3 оценки - итоговая контрольная работа, состоящая из (1) тестовых заданий по всему курсу, включая онлайн-курсы базовой и вариативной части, а также материал “живых” лекций в тех случаях, где они предусмотрены, а также, на усмотрение преподавателя, мини-эссе, и/или (2) одного большого или двух мини-эссе по темам курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Для всех кластеров, кроме кластеров "Реклама, медиа, дизайн, урбанисты" и "Экономика, менеджмент": экзамен проводится в устной форме. Для кластеров "Реклама, медиа, дизайн, урбанисты" и "Экономика, менеджмент": экзамен проводится в устной или письменной форме (на усмотрение преподавателя).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная философия : энцикл. слов., , 2008
  • Антология мировой философии. Т.1, Ч.1: Философия древности и средневековья, , 1969
  • Антология мировой философии. Т.2: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения, , 1970
  • Антология мировой философии. Т.3: Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в., , 1971
  • Антология мировой философии. Т.4: Философская и социологическая мысль народов СССР XIX в., , 1972
  • Введение в философию, Джеймс, У., 2000
  • История западной философии, Рассел, Б., 2002
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • История философии. Кн.1: Древний мир. Античность, Грядовой, Д. И., 2009
  • История философии. Кн.2: Средние века. Возрождение. Новое время, Грядовой, Д. И., 2014
  • История философии. Кн.3: Европейское просвещение. Иммануил Кант, Грядовой, Д. И., 2014
  • Как я понимаю философию, Мамардашвили, М. К., 1992
  • Предположения и опровержения : рост научного знания, Поппер, К. Р., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.1: Античность, Реале, Д., 1994
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли), Реале, Д., 1994
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.3: Новое время (От Леонардо до Канта), Реале, Д., 1996
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.4: От романтизма до наших дней, Реале, Д., 1997
  • История философии Древнего мира : учебник для вузов, Чанышев, А. Н., 2005
  • Наша математическая Вселенная : в поисках фундаментальной природы реальности, Тегмарк, М., 2017
  • Немецкая классическая философия, Гулыга, А. В., 2001
  • Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной, Пенроуз, Р., 2007
  • Что такое философия?, Ортега-и-Гассет, Х., 1991